Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2009 г. N 44-В08-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Гуляевой Г.А., Колычевой Г.А.,
рассмотрела в судебном заседании 26 февраля 2009 года по надзорной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 21 декабря 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 февраля 2007 года дело по иску Кузовникова В.И. к Министерству финансов Российской Федерации, администрации Кизеловского муниципального района Пермского края о признании права на получение жилищной субсидии и взыскании с Казны Российской Федерации денежных средств.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б.А. Горохова, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Кузовников В.И. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, администрации Кизеловского муниципального района Пермского края о признании права на получение жилищной субсидии и взыскании за счёт казны Российской Федерации денежных средств, ссылаясь на то, что ранее он работал на шахте имени 40-летия ВЛКСМ Кизеловского угольного бассейна. 30 ноября 1998 года в связи с ликвидацией шахты он был уволен с работы по пункту 1 статьи 33 КЗоТ РФ (действовавшего на момент увольнения истца). При увольнении Кузовников В.И. написал заявление на получение жилищного сертификата, а впоследствии - на получение жилищной субсидии. После увольнения с шахты он состоял на учете в Центре труда и занятости г. Кизела. Поскольку субсидия выделена ему не была, он обратился в суд с иском о предоставлении субсидии.
Решением Кизеловского городского суда Пермского края от 30 марта 2006 года на администрацию Кизеловского муниципального района была возложена обязанность включить Кузовникова В.И. с семьей из четырех человек в список на получение безвозмездной жилищной субсидии и предоставить эту субсидию в установленном законом порядке.
Поскольку данное решение суда исполнено не было, истец вновь обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, администрации Кизеловского муниципального района Пермского края о признании права на получение жилищной субсидии и просил взыскать за счёт средств казны Российской Федерации денежные средства для предоставления его семье жилищной субсидии из расчета средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Пермскому краю.
Решением Кизеловского городского суда Пермского края от 21 декабря 2007 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 февраля 2007 года, иск Кузовникова В.И. удовлетворен. Судом постановлено: признать за Кузовниковым В.И. право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения в городе Перми на семью из четырех человек; взыскать за счёт средств казны Российской Федерации ... руб., перечислив указанную сумму целевым назначением Отделению по городу Кизелу Управления федерального казначейства по Пермскому краю для выделения Кузовникову В.И. на семью, состоящую из четырех человек жилищной субсидии; возложить на Министерство финансов РФ обязанность при изменении на день исполнения решения размера средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Пермскому краю для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, произвести перерасчет суммы субсидии; на администрацию Кизеловского муниципального района возложить обязанность при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить Кузовникову В.И. на семью, состоящую из четырех человек, жилищную субсидию.
В надзорной жалобе Министерство финансов Российской Федерации, считая состоявшиеся по делу судебные постановления неправильными, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2008 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2008 года передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены состоявшихся по данному делу судебных постановлений не усматривает.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований в данном случае не имеется.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5).
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998 году, Правительство Российской Федерации специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных населенных пунктов.
Постановлением Правительства Российской Федерации Минэнерго России поручено разработать по согласованию с Минфином России и утвердить в установленном порядке положение о содействии переселению указанных работников за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ от 6 сентября 1998 г. N 1068 были утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998 году (в редакции постановлений от 08.08.1999 г. N 910, от 11.04.2000 г. N 323).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. N 184-р (в редакции распоряжения от 28.06.2002 г. N 898-р) местного развития с учетом условий, примененных ранее при проведении эксперимента по предоставлению государственных сертификатов указанным работникам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1068.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 214 утверждено соответствующее Положение, согласно пункту 3 которого право на получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995-2000 годах из организаций угольной промышленности, расположенные в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных.
Такой порядок был определен и Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 был утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в соответствии с которым к числу мероприятий по реструктуризации угольной промышленности относилось и содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией угольной отрасли, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.
Постановлениями Правительства РФ от 15 ноября 2006 года N 687 и N 688 в вышеуказанные Перечень и Правила были внесены изменения. Данными нормативными правовыми актами содействие переселению работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна, было исключено из числа мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, что повлекло за собой прекращение финансирования этих мероприятий из федерального бюджета.
Таким образом, анализ вышеприведенных нормативных правовых актов дает основание полагать, что до момента внесения изменений в постановление Правительства РФ от 24 декабря 2004 года N 840, устанавливавшее уволенным работникам ликвидированных организаций угольной промышленности, расположенных в городах Кизеловского угольного бассейна, право на получение жилищной субсидии, таким лицам не может быть отказано в предоставлении указанной меры социальной защиты, регламентированной нормами Федерального закона N 81-ФЗ от 20 июня 1996 года.
Доводы надзорной жалобы о том, что финансирование мероприятий по содействию в переселении работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна было прекращено и Федеральными законами от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", от 19 декабря 2006 года N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" и от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрено не было, не может служит основанием для отказа Кузовникову В.И., как высвобожденному работнику ликвидированной организации угольной промышленности, в реализации имевшегося у него права на получение жилищной субсидии.
Как следует из материалов дела, Кузовников В.И. с 24 июля 1974 года по 30 ноября 1998 года проработал на шахте имени 40-летия ВЛКСМ Кизеловского угольного бассейна, 30 ноября 1998 года был уволен с работы в связи с ее ликвидацией на основании пункта 1 статьи 33 КЗОТ РФ. После увольнения состоял на учете в Центре труда и занятости г. Кизела.
Решением Кизеловского городского суда Пермского края от 30 марта 2006 года по иску Кузовникова В.И. на администрацию Кизеловского муниципального района была возложена обязанность по включению его семьи в Список на предоставление субсидии для приобретения жилого помещения в городе Перми за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Данное решение исполнено не было.
Учитывая, что право на получение субсидии, подтвержденное вступившим в законную силу судебным решением, не было реализовано по независящим от заявителя обстоятельствам до внесения изменений в нормативные акты Правительства Российской Федерации, судебные инстанции обоснованно удовлетворили исковые требования Кузовникова В.И. о взыскании денежных средств за счёт казны Российской Федерации в целях обеспечения права истца на получения жилищной субсидии, гарантированной ранее государством.
Доводы надзорной жалобы о том, что истец не имеет права на получение жилищной субсидии, поскольку он состоял в Центре труда и занятости г. Кизела не как безработный, а как лицо, ищущее работу, поскольку в связи с назначением ему в 1995 году пенсии за выслугу лет он не мог быть зарегистрирован в службе занятости населения в качестве безработного, также не могут быть признаны основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Право высвобождаемых в связи с закрытием угольных шахт предусмотрено Федеральным законом от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". В соответствии со статьей 5 этого Федерального закона Правительству Российской Федерации поручено принять подзаконные нормативные правовые акты предусматривающие перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования Приведенные нормативно-правовые акты не содержат в себе и не могут содержать ограничений предусмотренного Законом права высвобожденных работников на предоставление жилищных субсидий.
Указанный довод надзорной жалобы по существу сводится к необоснованному утверждению о том, что Правительством РФ установлено ограничение права граждан на получение субсидии по социальному признаку, а именно - в зависимости от возраста и права на получение трудовой пенсии. Такое понимание содержания постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1068 и распоряжения Правительства РФ от 14 февраля 2002 г. N 184-р (в редакции распоряжения от 28.06.2002 г. N 898-р) противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации и правильным быть признано не может.
В связи с этим вывод суда о том, что у лиц, которые получили право на пенсию, но продолжают трудиться вплоть до ликвидации шахты и впоследствии встали на учет в ЦЗН для реализации своего конституционного права на труд, имеется право на получение указанной субсидии, является правильным. То обстоятельство, что Кузовников В.И. на момент возникновения права на получение жилищной субсидии достиг пенсионного возраста, правового значения при разрешении настоящего спора не имело.
Таким образом, установив обстоятельства, связанные с возникновением у истца права на получение жилищной субсидии, в том числе и его нахождение на учете в ЦЗН г. Кизела после увольнения с шахты, суд на основании вступившего в законную силу решения Кизеловского городского суда от 30 марта 2006 года пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на получение жилищной субсидии.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой и кассационной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных постановлений,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены постановлений суда первой и кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 387 и 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Кизеловского городского суда Пермского края от 21 декабря 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 февраля 2007 года оставить без изменения, надзорную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Горохов Б.А. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Колычева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2009 г. N 44-В08-17
Текст определения официально опубликован не был