Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2009 г. N 44-Г09-29
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и О.А. Ксенофонтовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 2 статьи 5 Закона Пермского края от 02.03.2009 года N 390-ПК "О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края" по кассационной жалобе губернатора Пермского края на решение Пермского краевого суда от 29 июля 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение помощника Генерального прокурора Российской Т.А. Власовой, полагавшей решение суда по существу правильным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательным собранием Пермского края 19.02.2009 года принят Закон Пермского края N 390-ПК "О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края", который 02.03.2009 года подписан губернатором Пермского края и официально опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" 09.03.2009 года.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением об оспаривании части 2 статьи 5 названного Закона, которой определены дополнительные сведения, подлежащие включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края, в обоснование своих требований ссылаясь на противоречие оспариваемой нормы положениям пункта 8 Методики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 19.12.2008 года N 298, поскольку оспариваемая норма не предусматривает включение дополнительных сведений, предусмотренных федеральным законодательством, а именно:
- экспертных заключений уполномоченного государственного органа Пермского края по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов на муниципальные акты;
- актов органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или Закона Пермского края.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.
Законодательное Собрание Пермского края, губернатор Пермского края просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Пермского краевого суда от 29 июля 2009 года заявление прокурора удовлетворено частично.
Признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 2 статьи 5 Закона Пермского края от 02.03.2009 г. N 390-ПК "О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края" в части невключения в данную норму дополнительных сведений:
- экспертных заключений уполномоченного государственного органа Пермского края по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов на муниципальные акты;
- актов органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или закона Пермского края.
В удовлетворении заявления в остальной части прокурору отказано.
В кассационной жалобе губернатор Пермского края просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого судебного постановления.
Статьей 43.1 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ состоит федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов, ведение которого осуществляется уполномоченным федеральных органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.12.2008 года N 298 "Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" утверждена Методика ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 6 Методики в регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты и дополнительные сведения к ним. Пунктом 8 Методики установлено, что в регистр включаются следующие дополнительные сведения: экспертные заключения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на муниципальные акты; акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных актов, решения постановления и определения федеральных судов общей юрисдикции; решения, постановления и определения федеральных арбитражных судов; решения и постановления конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по делам о проверке соответствия муниципальных правовых актов конституции (уставу) субъекта Российской Федерации; предписания антимонопольных органов; акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации; письма, иная информация, поступившая из органов прокуратуры, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных государственных органов.
Оспариваемой в настоящем деле нормой предусмотрено, что к дополнительным сведениям, подлежащим включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края, относятся: решения, постановления и определения судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов; акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных нормативных правовых актов (протесты, представления и заявления в суд); предписания антимонопольного органа, адресованные органам местного самоуправления, об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих федеральному законодательству; письма, ответы, иная информация прокуратуры, органов государственной власти, органов местного самоуправления.
При этом данная норма не относит к дополнительным сведениям, подлежащим включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края: экспертные заключения уполномоченного государственного органа Пермского края по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов на муниципальные акты; акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или закона Пермского края, которые предусмотрены названной Методикой.
При таких обстоятельствах положения части 2 ст. 5 закона Пермского края от 2.03.2009 года N 390-ПК в той части, в которой данная правая норма не относит к дополнительным сведениям, подлежащим включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края, данных об указанных выше документах, противоречит пункту 8 Методики.
Довод кассационной жалобы о том, что организация и ведение регистра муниципальных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ отнесено к полномочиям субъектам РФ, таким образом, субъект РФ полномочен самостоятельно определять перечень сведений, включаемых в Реестр муниципальных нормативных правовых актов, нельзя признать состоятельным.
Исходя из положений статьи 43.1 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, при этом ведение федерального регистра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для включения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов должны быть соблюдены соответствующие требования, определенные Методика ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, в том числе предъявляемые к муниципальным нормативным правовым актам, в связи с чем, ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов не должно противоречить названной Методике.
При данных обстоятельствах дела оснований для отмены обжалуемого решения суда у Судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 29 июля 2009 года оставить изменения, а кассационную жалобу губернатора Пермского края удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2009 г. N 44-Г09-29
Текст определения официально опубликован не был