Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 47-Г09-43
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление участвовавшего в деле прокурора на решение Оренбургского областного суда от 13 мая 2009 года, которым отказано исполняющему обязанности прокурора Оренбургской области в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части статьи 6.1 Закона Оренбургской области от 17 мая 2004 года N 1154/178-III-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., не поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
17 мая 2004 года принят Закон Оренбургской области N 1154/178-III-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области", подписанный губернатором Оренбургской области и опубликованный для всеобщего сведения в газете "Южный Урал" 25 мая 2004 года N 95.
В настоящее время данный нормативный правовой акт действует в редакции Закона Оренбургской области от 1 ноября 2008 года N 2533/521-IV-ОЗ, который также подписан и опубликован в газете "Южный Урал" 22 ноября 2008 года N 191-195.
Согласно части 1 статьи 6.1 указанного Закона выборы депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. При применении указанной избирательной системы депутаты избираются по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
В части 2 данной статьи установлено, что выборы депутатов представительных органов городских округов с численностью избирателей более 300000 человек проводятся с применением смешанной (мажоритарно- пропорциональной) избирательной системы в порядке, установленном законом области. При этом 50 процентов депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, остальные депутаты избираются по одномандатным избирательным округам.
Исполняющий обязанности прокурора Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании (в указанной части) вышеназванного Закона Оренбургской области недействующим, сославшись на то, что он противоречит федеральному законодательству. В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Такая же гарантия избирательных прав граждан закреплена в части 2 статьи 25 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области". По мнению прокурора, вышеуказанные нормы федерального и областного законодательства предоставляют муниципальным образованиям право выбирать одну избирательную систему из нескольких, установленных субъектом Российской Федерации. Установление только одной избирательной системы, применяемой при проведении муниципальных выборов, нарушает принцип верховенства федерального законодательства и интересы неопределенного круга лиц.
Решением Оренбургского областного суда от 13 мая 2009 года в удовлетворении вышеуказанного заявления отказано.
В кассационном представлении участвовавший в деле прокурор просит об отмене решения в связи с неправильным применением судом норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении заявления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления о признании недействующим в части статьи 6.1 Закона Оренбургской области N 1154/178-III-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области", суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.
В силу пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В статьях 1, 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах; законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленным настоящим Федеральным законом, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, является правильным вывод в решении суда о том, что субъектам Российской Федерации предоставлено право принимать законы или иные нормативные правовые акты в области обеспечения прав граждан на участие в муниципальных выборах и что вышеназванный Закон принят в пределах компетенции Оренбургской области.
В ходе разбирательства по делу судом не установлено несоответствия оспариваемой правовой нормы нормам федерального законодательства.
Частью 3 статьи 23 Федерального закона N 131-Ф3 (в редакции ФЗ от 21.07.2005 N 93-Ф3) предусмотрено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
В связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о непротиворечии статьи 6.1 Закона Оренбургской области федеральному законодательству, в том числе, части 3 статьи 23 Федерального закона N 131-Ф3, указав, что федеральным законодателем предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации своим законом устанавливать для муниципальных образований один из существующих в Российской Федерации видов избирательной системы и условия применения установленного вида избирательной системы в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. С учетом этого, частью 1 статьи 6.1 областного Закона для выборов депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений установлена мажоритарная избирательная система относительного большинства, а частью 2 данной статьи определено, что при выборах представительных органов городских округов с численностью избирателей более 300000 человек установлена смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система.
Как правильно указал суд, уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа данного муниципального образования. Порядок формирования представительного органа муниципального образования определен федеральным законодательством, в частности, статьями 23 и 35 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которым представительный орган местного самоуправления формируется только путем проведения муниципальных выборов, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Установление законом Оренбургской области одной из существующих избирательных систем, которая применяется при проведении муниципальных выборов, не влечет изменения порядка формирования представительного органа местного самоуправления или структуры органов местного самоуправления. Соблюдение такого порядка обеспечивает гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, при назначении, подготовке, проведении, установлении итогов и определении результатов муниципальных выборов, как это предусмотрено в части 3 статьи 23 Федерального закона N 131-Ф3.
Суд проверил и признал несостоятельными доводы прокурора о том, что оспариваемой нормой муниципальные образования Оренбургской области необоснованно лишены права самостоятельно выбирать одну из нескольких видов избирательных систем. При этом суд указал на то, что из анализа положений части 3 статьи 23 Федерального закона N 131-Ф3 следует, что субъекты Российской Федерации своим законом действительно обязаны определить для муниципальных образований виды существующих избирательных систем. Однако в этой же норме установлено, что законом субъекта Российской Федерации также устанавливается порядок и условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Из этого следует, что выборы представительных органов местного самоуправления проводятся по избирательной системе, которая установлена законом субъекта Российской Федерации, и учитывает особенности каждого муниципального образования. Иное толкование части 3 статьи 23 Федерального закона N 131-ФЗ привело бы к неопределенности при её применении и необоснованно ограничивало бы права субъекта Российской Федерации своим законом определять порядок и условия проведения муниципальных выборов на своей территории.
Как правильно указал суд, право определять один из видов избирательной системы при проведении муниципальных выборов предоставлено субъектам Российской Федерации, а не муниципальным образованиям. В Уставах муниципальных образований определяется тот вид избирательной системы, который предусмотрен законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления, в силу части 5 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ, в рамках разрешения вопросов местного значения, обязаны лишь обеспечивать организационную и материально-техническую подготовку и проведение муниципальных выборов. Вопрос о видах избирательных систем не является вопросом местного значения, и муниципальные образования самостоятельно его не решают. Федеральное законодательство не устанавливает, что для муниципальных образований должно быть установлено несколько видов избирательных систем, одну из которых они вправе выбрать самостоятельно. Вид избирательной системы с учетом численности избирателей в муниципальных образованиях, вида муниципального образования или других обстоятельств учитываются субъектом Российской Федерации, и определяется в его законе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 5 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ" имеется в виду "части 1 пункта 5 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ"
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы прокурора, изложенные в его кассационном представлении, являлись предметом рассмотрения суда и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, судом отвергнуты. Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции Судебная коллегия не имеет.
В силу изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 13 мая 2009 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 47-Г09-43
Текст определения официально опубликован не был