Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 июля 2009 г. N 5-Г09-48
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.П. Меркулова
судей Т.И. Еременко и Л.В. Борисовой
при секретере Н.В. Царевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Шахворостовой Л.Г. о признании в части недействующим пункта 5 раздела 1 "Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы", утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 27.11.2007 г. N 1005-ПП по кассационной жалобе Шахворостовой Л.Г. на решение Московского городского суда от 28 апреля 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения Шахворостовой Л.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы Рождественской Е.Н., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Засеевой Э.С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Шахворостова Л.Г. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим абз. 1 пункта 5 раздела 1 "Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы", утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 27.11.2007 г. N 1005-ПП в части, требующей для назначения и выплаты ежемесячных и единовременных выплат за счет средств бюджета города Москвы наличие у гражданина Российской Федерации регистрации по месту жительства в городе Москве, ссылаясь на его противоречие федеральному законодательству - п. 1 ст. 20 ГК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 г. N 5242-I, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы от 28.06.1995 г. "Устав города Москвы", согласно которым понятие "место жительства в городе Москве" не связано с наличием у граждан регистрации по месту жительства в городе Москве. Указала, что является получателем государственной пенсии, в городе Москве проживает с 2002 года, регистрируется по месту пребывания у знакомых, Департамент социальной защиты населения города Москвы отказывает ей в назначении ежемесячной компенсационной выплаты со ссылкой на пункт 5 раздела I "Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы" как лицу, не зарегистрированному по месту жительства на территории г. Москвы.
Решением Московского городского суда от 28 апреля 2009 года постановлено: в удовлетворении заявления Шахворостовой Людмилы Григорьевны о признании недействующим пункта 5 раздела 1 "Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы", утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 27.11.2007 г. N 1005-ПП в части, требующей для назначения и выплаты ежемесячных и единовременных выплат за счет средств бюджета города Москвы наличие у гражданина регистрации по месту жительства в городе Москве отказать.
Шахворостова Л.Г. подала кассационную жалобу, в которой просит решение отменить. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
"Положение о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы", утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. 1005-ПП регулирует порядок начисления и выплаты ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям, а также различных единовременных выплат в соответствии с ежегодно принимаемыми Правительством Москвы комплексными программами мер социальной защиты жителей города Москвы и другими правовыми актами Правительства Москвы и Мэра Москвы.
Пункт 5 Положения предусматривает, что ежемесячные и единовременные выплаты за счет средств бюджета города Москвы, указанные в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2 Положения, производятся гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, зарегистрированным органами регистрационного учета по месту жительства в городе Москве, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Положением.
Департамент социальной защиты населения города Москвы вправе давать разрешение в исключительных случаях (инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, лицам старше 80 лет, а также по иным основаниям с учетом конкретных жизненных обстоятельств) на начисление указанных в пункте 2 настоящего Положения выплат гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства в Москве, но фактически в ней проживающим.
Выплата индивидуальных доплат, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящего Положения, производится независимо от подтверждения места жительства в городе Москве.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-Ф3 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Анализ ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации в совокупности с п. 1 ст. 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации свидетельствуют о том, что правительство Москвы вправе самостоятельно определять направления расходования средств из городского бюджета и определять круг лиц, которым оказывается адресная социальная поддержка за счет средств бюджета города.
Оспариваемым Положением установлены компенсационные выплаты неработающим пенсионерам, которые федеральным законодательством не предусмотрены, являются дополнительными к установленным федеральным пенсиям и выплачиваются из средств бюджета.
Требования о регистрации по месту жительства в городе Москве как необходимого условия выплаты ежемесячных и единовременных компенсационных доплат не противоречат федеральному законодательству.
Нормами Закона РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона).
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (ст. 3 Закона).
Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета и выплачивается гражданам по их желанию как по месту жительства, так и по месту пребывания, что соответствует вышеназванным положениям федерального законодательства.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства (ст. 5 Закона).
Ежемесячные компенсационные выплаты (доплаты) и единовременные выплаты, указанные в пункте 2 оспариваемого Положения, осуществляются в соответствии с комплексными программами мер социальной защиты жителей Москвы, и федеральным законодательством порядок их выплат не регулируется.
Нормами ст. 3 Устава города Москвы предусмотрено понятие жителя города Москвы, а также лица, временно пребывающего на территории города Москвы, которые соответствует положениям федерального законодательства.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что включение в оспариваемое Положение требования о регистрации по месту жительства в городе Москве как необходимого условия выплаты ежемесячных и единовременных компенсационных доплат, указанных в пункте 2 Положения, не входит в противоречие с федеральным законодательством и не нарушает гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Более того, в силу абз. 2 пункта 5 оспариваемого Положения для гражданина временно проживающего в городе Москве предоставлено право обратиться в Департамент социальной защиты населения города Москвы в исключительных случаях за начислением указанных в пункте 2 настоящего Положения выплат.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.
В силу ч. 1 ст. 7 ГПК РФ гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.
Состав суда первой инстанции по настоящему гражданскому делу сформирован в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Заключение РОБО "Гражданское содействие", а также извлечение из доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации исследовались судом (л.д. 42).
Суд проанализировал нормы правовых актов, на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований, правильно сопоставил предмет регулирования и сферу действия оспариваемого акта и федерального законодательства.
Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 28 апреля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Шахворостовой Л.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Меркулов |
Судьи |
Т.И. Еременко |
|
Л.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 июля 2009 г. N 5-Г09-48
Текст определения официально опубликован не был