Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 5-Г09-55
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.П. Меркулова
судей Л.В. Борисовой и О.А. Ксенофонтовой
при секретаре Т.А. Проскуриной
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Подчуфарова A.M. об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 10.12.2008 г. N1112-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год" по кассационной жалобе Подчуфарова A.M. на решение Московского городского суда от 12 мая 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения Подчуфарова A.M., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы Преснова Д.Н., а также представителей МОЭК Анохиной Н.И. и Жарской Е.И. на кассационную жалобу, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Степановой Л.Е. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Подчуфаров A.M. обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия приложения 6 "Цены на услуги отопление для расчетов с населением при отсутствии приборов учета тепловой энергии"; приложения 9 "Тарифы на горячее водоснабжение для расчетов с населением при наличии приборов учета воды ОАО "МОЭК" постановления Правительства Москвы от 10 декабря 2008 г. N 1112-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год".
Для устранения неопределенности в отношении применяемой в 2009 г. цены отопления населения без прибора учета и тарифа на горячее водоснабжение населения с прибором учета просит исключить п.п. 3, 4 из пункта 5.2 оспариваемого постановления Правительства Москвы N 1112-1111 от 10.12.2008 г. и восстановить действие постановления Правительства Москвы от 06.11.2007 г. N 963-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год" в части, устанавливающей означенные цену и тариф на 2008 г., продлив действие этих же цены и тарифа на 2009 год, при этом заявитель сослался на то, что цена на услуги отопления жилых помещений для граждан, являющихся нанимателями и собственниками жилья (15,30) и тариф на услуги горячего водоснабжения (74,67) превышают предельный максимальный уровень тарифа по Москве с учетом соотношения аналогичных тарифов и цен по г. Москве на 2008 год.
Так, приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 г. N 128-э/2, изданным во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" были утверждены на 2009 год предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2009 год согласно приложению 1 к настоящему приказу (123,8), тогда как оспариваемыми нормами постановления Правительства Москвы от 10 декабря 2008 г. N 1112-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год" размер платы на услуги горячего водоснабжения был увеличен с 57,51 руб. за куб. м. до 74,67 (превышение составило 129,8% вместо 123,8). Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.08.2008 г. N 136-э/2, изданным во исполнение Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", были установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (в том числе предельные уровни тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста на 2009 год в соответствии с приложением к настоящему Приказу и среднему тарифу по субъекту Российской Федерации, рассчитанному исходя из тарифов, действовавших для организаций по состоянию на 31.12.2008 г. (124,2). При этом тариф за услугу отопления жилых помещений для граждан, являющихся нанимателями и собственниками жилья, при отсутствии приборов учета тепловой энергии был увеличен с 11,80 руб. за 1 кв. м. до 15,30 руб. (повышение составило 129,6% вместо 124,2).
Также оспариваемые положения постановления Правительства Москвы от 10.12.2008 г. N 1112-1111 "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год" противоречат ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1 (в ред. N 160-ФЗ от 23.07.2008 г.), п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Решением Московского городского суда от 12 мая 2009 года постановлено: в удовлетворении заявления Подчуфарова A.M. об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 10.12.2008 г. N 1112-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год" отказать.
Подчуфаров A.M. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Приложением 6 "Цены на услуги отопление для расчетов с населением при отсутствии приборов учета тепловой энергии" постановления Правительства Москвы от 10.12.2008 г. N1112-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год" с 01.01.2009 г. вводятся цены (в рублях за 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц с НДС). Услуга отопления жилых помещений для граждан, являющихся нанимателями и собственниками жилья, установлена в 15,30.
Приложением 9 "Тарифы на горячее водоснабжение для расчетов с населением при наличии приборов учета воды ОАО "МОЭК" постановления Правительства Москвы от 10 декабря 2008 г. N 1112-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год" с 01.01.2009 г. установлен тариф для населения (с НДС) на услуги горячего водоснабжения 74,67, из них: 15,45 - холодная вода для нужд горячего водоснабжения, 59,22 - подогрев воды для нужд горячего водоснабжения.
Анализ норм ст.ст. 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 18 Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" свидетельствует о том, что размер платы на содержание и ремонт жилья и тарифы на коммунальные услуги, включая услуги отопления, утверждаются Правительством Москвы.
Оспариваемое постановления Правительства Москвы от 26.08.2008 г. N768-ПП "О предельных индексах изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги", которым на 2009 год утверждены предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение - 117,7% и предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги - 128,9%, принято во исполнение Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", которым внесены изменения в ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Судом установлено, что норматив потребления коммунальных услуг установлен в зависимости от площади занимаемого жилого помещения на человека либо в зависимости от одного квадратного метра на человека, а утвержденные оспариваемым постановлением тарифы коммунальных услуг не превышают предельный индекс 128,9%, установленный по постановлению Правительства Москвы от 26.08.2008 г. N 768-ПП.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что Приложение 6 "Цены на услуги отопление для расчетов с населением при отсутствии приборов учета тепловой энергии", приложение 9 "Тарифы на горячее водоснабжение для расчетов с населением при наличии приборов учета воды ОАО "МОЭК" постановления Правительства Москвы от 10 декабря 2008 г. N 1112-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год" не противоречат федеральному законодательству и не влекут за собой нарушений прав и охраняемых законом интересов Подчуфарова A.M., а оснований для исключения п.п. 3, 4 из пункта 5.2 оспариваемого постановления Правительства Москвы N 1112-ПП от 10.12.2008 г. и восстановления действия постановления Правительства Москвы от 06.11.2007 г. N 963-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год" не имеется.
Порядок принятия и издания оспариваемого постановления Правительства Москвы не противоречит ни положению ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", ни п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, поскольку обязанность информировать об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг возложена на исполнителя.
Кроме того, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация не является стороной при заключении и исполнении публичного договора с потребителем.
Вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований сделан правильно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе в удовлетворении заявления и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Иные доводы о том, что суд, принявший решение по настоящему делу, не является достаточно компетентным и независимым, письменные отзывы правительства Москвы, а также доверенности на участие представителей, подписаны лицами, не имеющими соответствующих полномочий, основаны на неправильной оценке обстоятельств и ошибочном толковании норм процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 12 мая 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Подчуфарова A.M. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Меркулова |
Судьи |
Л.В. Борисовой |
|
О.А. Ксенофонтовой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 5-Г09-55
Текст определения официально опубликован не был