Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июля 2010 г. N 52-Г09-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.П. Меркулова, судей Л.B. Борисовой, Т.И. Еременко,
при секретаре Н.В. Царевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального образования "Нижне-Талдинское сельское поселение" о признании недействующей статьи 1 Закона Республики Алтай N 62-РЗ от 27 июля 2005 года "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" в части приложения N 4.6 к Закону Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ", по кассационной жалобе Главы муниципального образования "Нижне-Талдинское сельское поселение", на решение Верховного суда Республики Алтай от 6 мая 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения Главы муниципального образования "Нижне-Талдинское сельское поселение" Яилгакова А.Я., поддержавшего доводы изложенные в кассационной жалобе, возражения представителя Председателя Правительства Республики Алтай Шарковой И.В. и Грибановой Г.В., возражения представителя Государственного Собрания Республики Алтай Бахтушкиной Л.И., Главы муниципального образования "Каракольское сельское поселение" Яковой A.M., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Глава муниципального образования "Нижне-Талдинское сельское поселение" обратился в суд с заявлением о признании незаконной, недействующей статьи 1 Закона Республики Алтай N 62-РЗ от 27 июля 2005 года "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" в части приложения N 4.6 к Закону Республики Алтай N 10-РЗ от 13.01.2005 года "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ", ссылаясь на то, что Законом Республики Алтай N 62-РЗ от 27 июля 2005 года были внесены изменения в Закон Республики Алтай N 10-РЗ от 13 января 2005 года "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ", в частности, внесены изменения в приложение 4.6 Закона, содержащее описание границ муниципального образования "Нижне-Талдинское сельское поселение", в результате изменения границ это муниципальное образование лишилось 1/3 части своей территории, которая отошла к территории муниципального образования "Каракольское сельское поселение". Заявитель полагал, что принятием оспариваемого закона нарушены права и законные интересы жителей села Нижняя Талда, пользовавшихся паевыми землями, природными ресурсами, расположенными ранее в пределах существовавших границ Нижне-Талдинского сельского поселения, снизилась налогооблагаемая база поселения.
Закон Республики Алтай "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ", по мнению заявителя, противоречит части 1 статьи 12 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), предусматривающей, что изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Решением Верховного суда Республики Алтай от 6 мая 2009 года постановлено: отказать в удовлетворении заявления муниципального образования "Нижне-Талдинское сельское поселение" о признании недействующей статьи 1 Закона Республики Алтай N 62-РЗ от 27 июля 2005 года "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" в части приложения N 4.6 к Закону Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ".
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный и процессуальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 12 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с исторически сложившимися землями населенных пунктов, прилегающих к ним землям общего пользования, территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационных земель, земель для развития поселения.
Судом установлено, что проект закона Республики Алтай "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" был внесен в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай в соответствии со статьей 88 Конституции Республики Алтай (в редакции, действовавшей в 2005 году) субъектом законодательной инициативы - Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай по ходатайству Районного совета депутатов муниципального образования "Онгудайский район", которая была оформлена соответствующим Решением двадцатой сессии первого созыва от 15 июня 2005 года N 20-4.
Приобщенное к Решению Картографическое описание границы Нижне-Талдинского сельского поселения, согласованное с Главой Нижне-Талдинской сельской администрации, полностью соответствует Приложению 4.6 к Закону Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" в действующей редакции.
На момент внесения Закона Республики Алтай в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай представительные органы муниципального образования "Нижне-Талдинское сельское поселение" не были сформированы (выборы в представительные органы вновь образованных муниципальных образований сельских поселений и глав этих муниципальных образований были назначены Законом Республики Алтай от 15 апреля 2005 года N 28-РЗ "Об определении даты выборов в представительные органы первого созыва вновь образованных муниципальных образований в Республике Алтай, а также даты выборов глав этих муниципальных образований" на 16 октября 2005 года.
В качестве органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и поселений действовали районный Совет депутатов муниципального образования "Онгудайский район", Глава муниципального образования "Онгудайский район" и главы сельских администраций, которые в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 24 Устава муниципального образования "Онгудайский район", зарегистрированного 4 января 2003 года за N 7 в реестре уставов муниципальных образований (с изменениями от 21 ноября 2003 года) назначались Главой муниципального образования района с согласия районного Совета депутатов. Нижне-Талдинская сельская администрация входила в структуру Администрации муниципального образования "Онгудайский район" на основании решения районного совета от 26 декабря 2003 года N 10-8.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений, а с инициативой изменения границ "Нижне-Талдинского сельского поселения" выступил в 2005 году единственный законно сформированный представительный орган местного самоуправления - районный Совет депутатов муниципального образования "Онгудайский район".
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что процедура изменения границ муниципального образования Законом Республики Алтай полностью соблюдена в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 131-ФЗ, является правильным.
Кроме того, муниципальное образование "Каракольское сельское поселение", в соответствии с Законом Республики Алтай от 13 января 2005 года N 10-РЗ "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" (в первоначальной редакции) Каракольская сельская администрация лишалась половины сельскохозяйственных земель в пользу Нижне-Талдинской сельской администрации и осталась в пределах земель трех населенных пунктов без территорий традиционного природопользования населения поселения рекреационных земель, земель для развития поселения.
Закон Республики Алтай N 62-РЗ изменив Закон Республики Алтай от 13 января 2005 года N 10-РЗ "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" восстановил исторически сложившееся распределение земель в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ.
Доводы жалобы о том, суд не учел факт внесения изменений границ Нижне-Талдинского сельского поселения, по инициативе руководства муниципального образования "Онгудайский район" в личных интересах, является несостоятельными.
Согласно нормам части 1 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ изменение границ муниципального образования осуществляется не только по инициативе населения, но и органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.
Федеральным законодательством не предусмотрено согласование изменения границ с Главой местной администрации.
Изменения границ муниципального образования в переходный период проводилось в соответствии с положениями части 4 статьи 12 с учетом части 4 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ, в соответствии с мнением населения муниципального образования "Онгудайский район", выраженного представительным органом - Районным советом депутатов муниципального образования "Онгудайский район", которое было оформлено соответствующим Решением двадцатой сессии первого созыва от 15 июня 2005 года N 20-4.
Довод жалобы о том, что кварталы в схеме кадастрового деления изменены, объективно не подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьями 20, 97 Конституции Республики Алтай (в редакции, действовавшей в 2005 году), со статьей 58 Закона Республики Алтай от 2 июня 1999 года N 12-21 "О нормативных правовых актах Республики Алтай" (утратил силу 28 марта 2008 года) Закон Республики Алтай N 62-РЗ был также опубликован в республиканской газете "Звезда Алтая" от 13.09.2005 года N 190-191.
Таким образом, довод жалобы о том, что Закон Республики Алтай от 27 июля 2005 года N 62-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" опубликован только в Сборнике Законодательства Республике Алтай 2005 года N 26(32), является необоснованным.
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе в удовлетворении заявления и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Суд проанализировал нормы правовых актов на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований, правильно определил предмет регулирования, сферу действия оспариваемого акта и федерального законодательства.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Алтай от 6 мая 2009 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы муниципального образования "Нижне-Талдинское сельское поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Меркулов |
Судьи |
Л.B. Борисова |
|
Т.И. Еременко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июля 2010 г. N 52-Г09-3
Текст определения официально опубликован не был