Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2009 г. по делу N 56-Г09-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.П. Меркулова
судей Т.И. Ерёменко и О.А. Ксенофонтовой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Безверхней Г.И., Плотник Н.А., Толчинской Т.И., Ломаско О.В., Колёкиной А.И., Амагаева Г.М., Ни О.Я., Хан Р.Н., Бутенко Л.Б., Марковой М.И., Авдюшкиной Р.К., Кван Н.И., Юн. А., Козловой Н.П., Бабошка Т.П., Витрик В.Г., Барашковой А.А., Мельничук Л.А., Корона Л.В., Зенковской Р.С., Гантимуровой Д.П. о признании недействующим подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" в редакции Закона Приморского края от 22 декабря 2008 года N 366-К3 по кассационной жалобе Безверхней Г.П., Плотник Н.А., Толчинской Т.И. и других на решение Приморского краевого суда от 27 февраля 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательным собранием Приморского края 22 декабря 2004 года принят Закон N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", который 29 декабря 2004 года подписан губернатором Приморского края и официально опубликован.
Безверхняя Г.И., Плотник Н.А., Толчинская Т.П. и другие заявители, являющиеся реабилитированными лицами, обратились в Приморский краевой суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 части 4 статьи 8 Закона, устанавливающего с 1 января 2009 года ежемесячную денежную выплату реабилитированным лицам в размере 545 рублей, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что установленный размер денежной выплаты не обеспечивает реализацию их льгот, предусмотренных статьей 16 Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" и предоставлявшихся им ранее в натуральной форме, что противоречит статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, обязывающей органы государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме не допускать ухудшения условий предоставления льгот для лиц, у которых такое право возникло до 1 января 2005 года.
В судебном заседании заявители поддержали свои требования, ссылаясь на те же мотивы.
Законодательное собрание Приморского края, администрация Приморского края просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Приморского краевого суда от 27 февраля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Безверхняя Г.И., Плотник Н.А., Толчинская Т.П. и другие просят указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "б" части первой статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
По предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки жертв политических репрессий (п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (исполнительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3" имеется в виду "от 6 октября 1999 г. N 184-Ф3"
Согласно изменениям, внесенным в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 16 октября 1991 года N 1761-I Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан, путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Оспариваемым в настоящем деле подпункта 3 п. 4 ст. 8 Закона Приморского края N 206-КЗ от 29 декабря 2004 года "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" установлена ежемесячная денежная выплата реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий в размере 545 рублей.
В силу положений ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Судом установлено, что в Приморском крае в 2005-2009 годах совокупный объем финансирования расходов на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" по сравнению с 2004 годом не был уменьшен.
Так, в 2004 году на возмещение расходов по реализации Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" из федерального бюджета поступило 21777 тыс. рублей, расходы краевого бюджета на эти цели составили 1596 тыс. рублей.
В последующем совокупный объем финансирования на реализацию мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий в Приморском крае составил: в 2005 году 43155 тыс. рублей, включая субвенции из федерального бюджета в размере 27835 тыс. рублей и средства краевого бюджета на производство единовременных выплат в размере 15320 тыс. рублей; в 2006 году - 41789 тыс. рублей, в том числе, на единовременные выплаты - 18124 тыс. рублей; в 2007 году - 45273 тыс. рублей, в том числе, на единовременные выплаты - 18532 тыс. рублей; в 2008 году - 47277 тыс. рублей, в том числе, на единовременные выплаты - 18706 тыс. рублей.
Таким образом, приведенные показатели свидетельствуют о последовательном увеличении в Приморском крае объема финансирования мероприятий, связанных с реализацией Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что совокупный объем финансирования льгот и выплат реабилитированным лицам и лицам, признанных пострадавшими от политических репрессий не был уменьшен, а условия предоставления льгот ухудшены.
Ссылка в жалобе на то, что заявителям некоторые виды льгот, предоставляемые заявителям ранее, в оспариваемом Законе не нашли отражение, не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Отсутствие в Законе Приморского края каких-либо льгот, само по себе не может свидетельствовать о его противоречии федеральному законодательству. Полномочия по осуществлению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий переданы субъектам Российской Федерации.
Кроме того, разрешение вопросов о том, какие меры социальной поддержки должны быть предусмотрены в законе субъекта Российской Федерации, не отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 27 февраля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Безверхней Г.И., Плотник Н.А., Толчинской Т.И., Ломаско О.В., Колёкиной А.И., Амагаева Г.М., Ни О.Я., Хан Р.Н., Бутенко Л.Б., Марковой М.И., Авдюшкиной Р.К., Кван Н.И., Юн А., Козловой Н.П., Бабошка Т.П., Витрик В.Г., Барашковой А.А., Мельничук Л.А., Корона Л.В., Зенковской Р.С., Гантимуровой Д.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Меркулов |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2009 г. по делу N 56-Г09-16
Текст определения официально опубликован не был