Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2009 г. N 56-Г09-22
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Т.И. Еременко,
судей Г.В. Макарова и В.И. Анишиной,
при секретаре О.М. Холомеевой
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению (в окончательной редакции) Савиной Л.И. о признании недействующими в части постановления Губернатора Приморского края от 16.07.2008 г. N 63-пг и утвержденного им Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края по кассационной жалобе Администрации Приморского Края на решение Приморского краевого суда от 19 мая 2009 г., которым требование Савиной Л.A. удовлетворено частично. Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 3 раздела 2 в части, начиная со слов "о составе семьи" и заканчивая словами "характеристика жилья, наличие видов услуг"; пункт 6 раздела 2 в части, начиная со слов "Гражданам, впервые обращающимся" и заканчивая словами "следующего за месяцем обращения"; пункт 9 раздела 2 в части, начиная со слов "Граждане, получающие денежную выплату" и заканчивая словами "в течение одного месяца после наступления этих событий"; пункт 10 раздела 2 в части, начиная со слов "заявления получателя" и заканчивая словами "пунктом 9 настоящего раздела, или". В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., объяснения представителя Администрации Приморского края - Мещаниновой Н.В., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей кассационную жалобу подлежавшей удовлетворению в части, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 2 Постановления губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-ПГ утверждены Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края (далее по тексту - Порядок).
Пункт 3 раздела 2 Порядка (в оспариваемой заявителем части) предусматривает, что денежная выплата назначается на основании личного заявления гражданина в письменной форме или заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в территориальный отдел по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения - о составе семьи и социальном статусе членов семьи (работающий, студент, учащийся, пенсионер, безработный и др.), наличии льготных статусов, родственных отношениях к заявителю; - об условиях проживания (характеристика жилья, наличие видов услуг); - о способе доставки выплаты.
Пункт 6 раздела 2 Порядка (в оспариваемой части) устанавливает, что гражданам, впервые обращающимся в территориальный отдел с заявлением на денежную выплату, ранее не получавшим меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в денежной или натуральной форме, меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются с месяца, следующего за месяцем обращения.
Пункт 9 раздела 2 Порядка (в оспариваемой части) имеет редакцию - граждане, получающие денежную выплату, подают заявления в территориальный отдел об обстоятельствах, влияющих на изменение размера денежной выплаты (изменение состава семьи, площади занимаемого помещения, перечня услуг, места регистрации, льготного статуса и др.), а также обстоятельствах, влекущих прекращение денежной выплаты, и предоставляют документы, подтверждающие изменения, в течение одного месяца после наступления этих событий. Пункт 10 раздела 2 Порядка - размер денежной выплаты, назначенной на сроки, указанные в п. 8 настоящего раздела пересчитываются на основании заявления получателя денежной выплаты, поданного в соответствии с п. 9 настоящего раздела.
Савина Л.A., имеющая статус "Ветеран труда" обратилась в суд с заявлением, указывая на то, что оспариваемые Постановление и Порядок противоречат действующему федеральному законодательству, нарушают ее права и законные интересы как ветерана труда на получение установленной пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" льготы в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и отоплению. В частности, отмечала, что пункт 2 Постановления и Порядок изданы Губернатором Приморского края с превышением компетенции, в подтверждение чего сослалась на положения статей 72, 76 Конституции РФ, статью 160 Жилищного кодекса РФ. Пункт 3 раздела 2 Порядка не соответствует статье 28 Федерального закона "О ветеранах", т.к. требует от граждан, имеющих право на меры социальной поддержки предоставить иные документы, кроме удостоверения ветерана, - письменное заявление с указанием определенной информации, а также статье 6 Федерального закона "О персональных данных", запрещающей обработку персональных данных без согласия самого гражданина. Пункт 6 раздела 2 Порядка противоречит статье 28 Федерального закона "О ветеранах", которая предусматривает обязанность по предоставлению мер социальной поддержки со дня предъявления соответствующего удостоверения, а не со следующего месяца. Пункт 9 раздела 2 Порядка не соответствует Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, т.к. ею не определен исчерпывающий перечень обстоятельств, о которых получатель денежной выплаты должен информировать уполномоченный орган, а также конкретных документов, которые необходимо представить. Данный пункт ставит возможность получения денежной выплаты заявителем в установленном размере в зависимость от предоставления дополнительных документов, не предусмотренных статьей 28 Федерального закона "О ветеранах". Пункт 10 раздела 2 Порядка противоречит статье 28 Федерального закона "О ветеранах", так как обязывает заявителя подавать заявление о перерасчете размера выплаты.
По делу постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрации Приморского края указывается о несогласии с решением суда и ставится вопрос о его отмене по мотиву его постановления с нарушением норм материального и процессуального права. В частности, отмечается, что вывод суда о незаконности п. 3 раздела 2 оспариваемого акта сделан без учета того, что, выяснение вопроса о наличии и количестве совместно проживающих с заявителем членов семьи, находящихся на его полном обеспечении, а так же о наличии видов коммунальных услуг, необходимо для определения объема предоставляемых денежных средств. Предоставление указанной информации в заявлении является правом заявителя и не влияет на его возможность получить денежную выплату, а влияет лишь на ее размер. Такая позиция соответствует пункту 1 статьи 9 ГК РФ, предоставляющей гражданам по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские права, а кроме того, сведения о совместно проживающих иждивенцах, на которых распространяются указанные меры социальной поддержки, могут быть предоставлены только самим заявителем, поскольку иные государственные органы либо организации указанными сведениями не обладают либо не вправе их предоставлять. Неправильным является вывод суда о противоречии пункта 6 раздела 2 Порядка статье 28 Федерального закона "О ветеранах", так как оспариваемой нормой определены документы, подтверждающие права ветеранов и не устанавливается момент, с которого подлежат предоставлению меры социальной поддержки. Поскольку статьями 7, 22 Закона РФ "О ветеранах" предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания "ветеран труда", а также меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, то субъект РФ обладает полномочиями по самостоятельному установлению момента предоставления указанных мер. Судом не дана оценка доводам представителя заинтересованного лица об отсутствии в заявлении Савиной Л.A. сведений и фактов, свидетельствующих о нарушении оспариваемой нормой ее прав и законных интересов. Ошибочными являются выводы суда о противоречии п. 9 и п. 10 раздела 2 Порядка ФЗ "О ветеранах", так как последний не обуславливает реализацию льгот предоставлением их получателем дополнительных сведений. Пунктом 9 право на получения денежных выплат не определяется, так как на время его применения право гражданина уже реализуется. Пункт 10 устанавливает различные варианты действий для органов социальной защиты при возникновении обстоятельств, влияющих на размер выплат. Учитывая отсутствие каких-либо иных норм, регулирующих данные отношения, исключение возможности перерасчета денежной выплаты ухудшает положение получателей мер социальной поддержки, поскольку ограничивает органы социальной защиты в праве использования сведений, полученных непосредственно от граждан.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом на основании установленных обстоятельств признано, что Л.А. Савина имеет право на обращение в суд с настоящим заявлением. Данное суждение суда первой инстанции является правильным.
Признавая п. 3 раздела 2 Порядка противоречащим действующему законодательству, суд исходил из того, что определением Верховного Суда Российской Федерации при проверке указанного пункта в другой его части, касающейся перечня документов подлежащих приобщению к заявлению (определение от 11 марта 2009 г. за N 56-Г09-7), был сделан вывод о том, что предусмотренное актом субъекта РФ требование о предоставлении получателем льгот иных документов противоречит федеральному законодательству, так как нельзя признать состоятельным довод, что предоставление иных документов определяется необходимостью получения дополнительных сведений с целью оперативного обеспечения мер социальной поддержки. На основании этого определения и указав, что данный пункт в оспариваемой Савиной Л.A. части возлагает на получателя льгот обязанность по указанию в заявлении вышеперечисленных сведений, суд посчитал, что возложение такой обязанности на получателя льгот противоречит ст. 28 Федерального закона "О ветеранах". Согласиться с таким суждением суда нельзя, поскольку в указанном выше определении Верховного Суда РФ предметом рассмотрения являлся вопрос перечня прилагаемых к заявлению документов, в то время, как по настоящему делу рассматривается вопрос об объеме указываемой в заявлении информации а не относительно прилагаемых к заявлению документов.
Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг путем денежной выплаты производится в заявительном порядке на основании обращения ветеранов в территориальные органы социальной защиты населения по месту жительства. Форма, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг ветеранам труда устанавливаются Губернатором Приморского края. Указанная позиция соответствует п. 1 ст. 23.2 Закона РФ "О ветеранах", Закону Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края". Учитывая, что федеральным законодательством не установлен перечень сведений, который должен указываться в заявлении гражданина для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, то Губернатор Приморского края вправе на основании предоставленных ему полномочий утверждать перечень таких сведений. При этом, сообщение данной информации необходимо для определения объема предоставляемых денежных средств, поскольку согласно краевого закона льготы по оплате распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда и предоставление информации о наличие и количестве совместно проживающих с ветераном членов семьи будет влиять на размер денежной выплаты и не связано с правом ветерана на получение самой выплаты в размере, без учета членов семьи, на которых такая льгота распространяется.
Удовлетворяя требования Савиной Л.A. относительно пункта 9 раздела 2 Порядка в полном объеме, суд указал на то, что возложение на получателя денежной выплаты обязанности подачи заявления с соответствующими сведениями, а также предоставление документов, подтверждающих эти сведения, федеральным законом не предусмотрено. Между тем, такой вывод суда не основан на законе. Поскольку, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг путем денежной выплаты производится в заявительном порядке на основании обращения ветеранов в территориальные органы социальной защиты населения, то как перерасчет таких выплат, так и прекращение их должно производиться только на основании заявления граждан.
Учитывая, что п. 10 раздела 2 Порядка исходит из отмеченного выше по п. 9 раздела 2 Порядка, то решение суда о признании данного пункта, противоречащим федеральному законодательству также нельзя признать правомерным.
Следует согласиться с выводом суда о противоречии федеральному законодательству пункта 9 раздела 2 Порядка в части возложения на получателя денежной выплаты обязанности по предоставлению документов подтверждающих эти сведения, поскольку ст. 28 Закона "О ветеранах", предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, из чего следует, что соответствующие удостоверения дают их обладателям право на меры социальной поддержки с момента их предъявления, в связи с чем, предусмотренное оспариваемым пунктом требование о предоставлении получателем льгот каких-либо иных документов противоречит федеральному законодательству.
Признавая недействительным пункт 6 раздела 2 Порядка, суд обоснованно признал его противоречащими статье 28 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с которой реализация мер социальной поддержки осуществляется по предъявлению ветеранами удостоверений, указав, что данным пунктом устанавливается иной по сравнению с федеральным законодательством момент, с которого предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В связи с указанным выше, судебная коллегия находит, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
отменить решение Приморского краевого суда от 19 мая 2009 г. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими постановления Губернатора Приморского края от 16.07.2008 г. N 63-пг и утвержденного им Порядка в части: пункт 3 раздела 2 Порядка в части, начиная со слов "о составе семьи" и заканчивая словами "характеристика жилья, наличие видов услуг"; пункт 9 раздела 2 Порядка в части, "граждане, получающие денежную выплату, подают заявления в территориальный отдел об обстоятельствах, влияющих на изменение размера денежной выплаты (изменение состава семьи, площади занимаемого помещения, перечня услуг, места регистрации, льготного статуса и др.), а также обстоятельствах, влекущих прекращение денежной выплаты", пункт 10 раздела 2 в части, начиная со слов "заявления получателя" и заканчивая словами "пунктом 9 настоящего раздела, или" и в этой же части вынести новое решение, которым Савиной Л.A. в удовлетворении ее заявления отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.И. Еременко |
Судьи |
Г.В. Макаров |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2009 г. N 56-Г09-22
Текст определения официально опубликован не был