Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2009 г. N 85-Г09-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего В.Б. Хаменкова, судей Г.В. Макарова и Л.А. Калинииной,
при секретаре О.М. Холомеевой
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Калужского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" на решение Калужского областного суда от 18 мая 2009 года, которым его заявление о признании недействующим Закона Калужской области N 535-03 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области" оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей заявителя Котляр Т.М. и Фадеева C.O., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителей Законодательного Собрания и избирательной комиссии Калужской области Курганова Д.О., Сорокина В.О., Князевой Е.Ю. и Нагаевой И.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Калужское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Закона Калужской области N 535-03 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области".
В обоснование требований указало на то, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят по результатам рассмотрения законопроекта, внесенного в Законодательное Собрание Калужской области председателем избирательной комиссии Калужской области. Коллегиальное решение о внесении такого законопроекта в Законодательное Собрание Калужской области членами избирательной комиссии, обладающей в силу статьи 43 Устава Калужской области правом законодательной инициативы, не принималось. По мнению заявителя, была нарушена процедура принятия оспариваемого нормативного акта, не вносившегося на рассмотрение Законодательного Собрания Калужской области субъектом законодательной инициативы. Вследствие этого политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" была лишена возможности участвовать в работе над проектом вышеупомянутого Закона через своего представителя в Избирательной комиссии Калужской области.
Решением Калужского областного суда от 18 мая 2009 года заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
Статьей 43 Устава Калужской области избирательная комиссия Калужской области по вопросам выборов в органы государственной власти Калужской области, органы местного самоуправления, по вопросам референдума Калужской области, местного референдума, а также по иным вопросам, входящим в компетенцию избирательной комиссии Калужской области, наделена правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Калужской области.
Этой же статьей Устава предусмотрено, что порядок внесения законодательной инициативы в Законодательное Собрание Калужской области определяется Регламентом Законодательного Собрания Калужской области и законами Калужской области.
В соответствии со статьей 35 Регламента Законодательного Собрания Калужской области при внесении законопроекта в Законодательное Собрание Калужской области субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены: пояснительная записка к законопроекту, содержащая обоснование необходимости принятия законопроекта, предмет законодательного регулирования, изложение концепции предлагаемого законопроекта, место законопроекта в системе действующего законодательства; текст законопроекта с сопроводительным письмом, в котором указывается субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект; перечень нормативных правовых актов, областного законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного областного закона; финансово-экономическое обоснование в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует финансирования из областного бюджета.
Как видно из материалов дела и установлено судом, сопроводительным письмом от 5 марта 2009 года за подписью председателя избирательной комиссии Калужской области Кузнецова В.И. для рассмотрения в Законодательное Собрание Калужской области был направлен проект Закона Калужской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области" с перечнем документов, предусмотренных статьей 35 Регламента Законодательного Собрания Калужской области.
Указанный проект после обсуждения в комитетах Законодательного Собрания Калужской области был включен в повестку третьего заседания одиннадцатой сессии вышеназванного органа государственной власти.
26 марта 2009 года постановлением Законодательного Собрания Калужской области N 1242 был принят и 3 апреля 2009 года Губернатором области подписан Закон Калужской области N 535-03 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области".
Закон Калужской области N 535-03 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области" официально опубликован в издании "Весть" от 8 апреля 2009 года.
Установив таким образом, что процедура принятия оспариваемого закона была соблюдена, суд обоснованно отказал заявителю в признании такого закона недействующим.
При этом суд правомерно посчитал доказанным, что принятие оспариваемого по настоящему делу нормативного акта было инициировано надлежащим субъектом права законодательной инициативы - избирательной комиссией Калужской области.
Данное обстоятельство, в частности, подтверждено объяснениями в суде входящих в состав избирательной комиссии Калужской области Кузнецова В.И., Чурина В.Г., Князевой Е.Ю., протоколом заседания избирательной комиссии Калужской области от 14 августа 2008 года, на котором председателю комиссии Кузнецову В.И. поручено направить для рассмотрения в Законодательное Собрание Калужской области проект Закона Калужской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области", а также постановлениями избирательной комиссии Калужской области от 14 августа 2008 года, 6 апреля 2009 года о правильности действий ее председателя в ходе реализации этим государственным органом права законодательной инициативы.
Доводы заявителя о том, что законодательная инициатива могла быть реализована избирательной комиссией исключительно посредством принятия ею коллегиального решения, не основаны на законе. Подобных требований к форме законодательной инициативы ни федеральный закон, ни Устав Калужской области, ни Регламент Законодательного Собрания Калужской области не содержат.
Не опровергнуто в ходе разбирательства дела и то обстоятельство, что при доработке проекта оспариваемого закона никаких замечаний или дополнений заявителем представлено не было.
Согласно протоколу заседания сессии Законодательного Собрания Калужской области в процессе работы над Законом Калужской области депутаты последовательно принимали представленный законопроект в первом чтении, за основу, а после рассмотрения поправок, в том числе внесенные депутатами от партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", - одобрили его в целом.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований считать, что принятый и опубликованный в установленном порядке Закон Калужской области нарушает права заявителя.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Калужского областного суда от 18 мая 2009 года оставить без изменений, а кассационную жалобу Калужского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" - без удовлетворения.
Председательствующий: |
В.Б. Хаменков |
Судьи: |
Г.В. Макаров |
|
Л.А. Калиниина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2009 г. N 85-Г09-3
Текст определения официально опубликован не был