Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2009 г. N 8-Г09-22
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Т.И. Ерёменко, судей В.Б. Хаменкова и В.И. Анишиной
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе СПК "Активист" на решение Ярославского областного суда от 24 апреля 2009 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующим п/п 98 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
9 октября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с приложением "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
СПК "Активист" обратился в Ярославский областной суд с заявлением об оспаривании п/п 98 названного Приложения, которым предусмотрен перевод земельного участка, расположенного по адресу: Гаврилов-Ямский район, Митинский сельский округ, СПК "Активист, кадастровый номер 76:04:000000:41, площадью 13 370 000 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
В обосновании требований ссылался на то, что на основании постановления главы администрации Гаврилов-Ямского района от 7 октября 1993 г. N 421 "О предоставлении земель сельскохозяйственным предприятиям района" указанный выше земельный участок предоставлен ему в постоянное (бессрочное) пользование и в соответствии с нормами Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" без его согласия не мог быть переведён из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.
Указывал, что в нарушение статьи 7 этого же Федерального закона перевод земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда не обоснован наличием исключительного случая.
Считал, что оспариваемым постановлением нарушаются права СПК "Активист" на выкуп земельного участка в собственность.
Решением Ярославского областного суда 24 апреля 2009 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе СПК "Активист" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
В соответствии с подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В перечне документов, которые должны быть приложены к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установленном частью 4 этой же статьи, в качестве одного из документов указано согласие правообладателя земельного участка на его перевод из состава земель одной категории в другую.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 N 172-ФЗ).
Из содержания оспариваемого заявителем постановления не следует, что земли сельскохозяйственного назначения переведены в земли лесного фонда именно в указанных целях.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд исходил из того, что на момент принятия Правительством Ярославской области оспариваемого постановления, спорный земельный участок, как участок, занятый лесом, ранее предоставленный в пользование ТОО сельскохозяйственному предприятию "Активист" в соответствии с действовавшим порядком, относился к землям лесного фонда, поскольку, как следует из правоустанавливающего документа, был предоставлен для ведения лесного хозяйства и состоит из земель, покрытых лесом, а также не покрытых лесом, но предоставленных для нужд лесного хозяйства.
С данным выводом суда согласиться нельзя.
Как видно из материалов дела, 19 февраля 1996 года СПК "Активист" было выдано свидетельство о праве собственности на землю, согласно которому ему был предоставлен земельный участок, площадью 1337 га в бессрочное пользование.
Земельный кодекс РФ в редакции, действовавшей на момент выдачи данного правоустанавливающего документа, предусматривал для сельскохозяйственных кооперативов два вида пользования земельными участками: бессрочное (постоянное) пользование и временное пользование (ст.ст. 12 и 14 Кодекса). При этом предельный срок временного пользования был установлен в 3 года. Право временного пользования удостоверялось договорами. Право же бессрочного (постоянного) пользования в силу статьи 31 Кодекса удостоверялось государственным актом, утверждаемым Советом Министров РСФСР.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 утверждена форма свидетельства о праве собственности на землю и договора временного пользования землёй сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 2 названного Постановления установлено, что бланки свидетельства о праве собственности на землю используются и для оформления права бессрочного (постоянного) пользования землёй.
Поскольку право пользования земельным участком СПК "Активист" с 19 февраля 1996 года удостоверено государственным актом, у суда не было оснований не считать заявителя бессрочным (постоянным) правообладателем, согласие которого было необходимо для перевода его участка из одной категории в другую.
На то, что земельный участок был предоставлен СПК "Активист" в 1996 году именно на праве бессрочного (постоянного) пользования указано и в постановлении главы Гаврилов-Ямского муниципального округа от 10 июня 2005 года N 730.
В соответствии же со статьёй 26 Основ лесного законодательства Российской Федерации, действовавших на момент выдачи заявителю правоустанавливающего документа, участки лесного фонда могли предоставляться в краткосрочное (до одного года) или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет. К компетенции районных администраций относилось принятие совместно с владельцем лесного фонда решения о предоставлении участка лесного фонда в краткосрочное пользование, к компетенции районных Советов народных депутатов в долгосрочное пользование (ст.ст. 6 и 7 Основ). При этом документом, удостоверяющим право долгосрочного пользования участком лесного фонда, являлась лицензия, а не вышеупомянутое свидетельство о праве собственности на землю.
Исходя из изложенного, суд необоснованно посчитал, что заявителю в соответствии с действовавшим порядком был предоставлен в пользование участок лесного фонда.
Утверждение суда о том, что в правоустанавливающем документе заявителя указано на предоставление ему участка именно лесного фонда, не соответствует действительности.
Ссылка в решении суда на договор безвозмездного пользования участками лесного фонда от 1 марта 1999 года, заключенный между заявителем и Гаврилов-Ямским лесхозом, является несостоятельной.
Во-первых, как следует из содержания договора, его предметом является участок другой площадью.
Во-вторых, согласно письму Департамента лесного хозяйства Ярославской области - органа, осуществляющего государственные полномочия в области лесных отношений, от 9 июня 2008 года N 02-26-40/647 переоформление вышеуказанного договора с СПК "Активист" возможно лишь после перевода земель сельхозназначения в земли лесного фонда.
Более того, вопросы о том, какие земли и в каком порядке были предоставлены заявителю, законность их предоставления, выходят за рамки настоящего спора и для его правильного разрешения существенного правового значения не имеют.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При этом в силу статьи 253 ГПК РФ суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Коль скоро Правительством Ярославской области в установленном порядке принят и опубликован нормативный правовой акт о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, суд был обязан проверить его на соответствие Федеральному закону "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе установленным в статье 2 настоящего Закона требованиям к составу и порядку подготовки документов, необходимых для принятия таких решений.
Учитывая бесспорность того обстоятельства, что при издании оспариваемого акта согласие правообладателя земельного участка - СПК "Активист" на его перевод из состава земель одной категории в другую получено не было, решение суда, которым такой акт признан соответствующим закону, признать правильным нельзя.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ярославского областного суда от 24 апреля 2009 года отменить и принять новое решение, которым заявление СПК "Активист" удовлетворить, признать п/п 98 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению правительства Ярославской области от 9 октября 2008 N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Председательствующий: |
Т.И. Ерёменко |
Судьи: |
В.Б. Хаменков |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2009 г. N 8-Г09-22
Текст определения официально опубликован не был