Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 мая 2009 г. N 8-Г09-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П., судей Калининой Л.А., Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе правительства Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 30 января 2009 года, которым признан недействующим подпункт 158 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению правительства Ярославской области от 9 октября 2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Е.С., полагавшей решение не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
9 октября 2008 года правительством Ярославской области принято Постановление N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с Приложением к постановлению "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Подпунктом 158 названного Приложения к постановлению правительства Ярославской области от 9 октября 2008 года N 537-п предусмотрен перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, расположенного по адресу местоположения земельного участка: Ярославская область, Тутаевский район, Родионовский сельский округ, кадастровый номер земельного участка 76:15:012001:0019, площадь земельного участка 370 000 кв.м.
ООО "Агропродукт" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным указанного положения, сославшись на его противоречие нормам Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Земельного кодекса РФ; полагало, что нарушены его права собственника, поскольку перевод земельного участка произведен без его согласия и без правовых оснований для перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Правительство Ярославской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области возражали против заявленных требований.
Решением Ярославского областного суда от 30 января 2009 года заявление ООО "Агропродукт" удовлетворено.
В кассационной жалобе правительство Ярославской области просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно кассационной жалобы ООО "Агропродукт" поданы возражения.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит их подлежащими удовлетворению.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1, пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Нарушение установленного Земельным кодексом РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установлен частью 4 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с названной нормой к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается, в числе других документов, согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Согласно пункту 1 статьи 25, пункту 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу статьи 14 которого, такими документами, в частности, являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю земельных участков.
Как следует из материалов дела, на момент принятия оспариваемого постановления правительства Ярославской области и по настоящее время собственником земельного участка, в отношении которого осуществлён перевод из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, является ООО "Агропродукт".
Данное обстоятельство подтверждено договором купли-продажи от 8 февраля 2008 года, свидетельством, выданным 03.06.2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Ярославской области, о государственной регистрации права собственности по договору купли-продажи на земельный участок за ООО "Агропродукт", а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.01.2009 года N 09/001/2009-211.
Основанием для перевода указанного выше земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда послужило ходатайство территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области от 01.10.2008 года N 4726.
Судом установлено, что согласие ООО "Агропродукт" на перевод земельного участка из одной категории земель в другую, к ходатайству приложено не было. Данное обстоятельство заинтересованным лицом не оспаривается.
Учитывая, что предусмотренный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую был нарушен, суд правильно посчитал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ это является основанием для признания акта о таком переводе недействительным.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, выводы соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном истолковании норм материального закона, подлежащего применению по данному делу.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
решение Ярославского областного суда от 30 января 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу правительства Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Меркулов В.П. |
Судьи: |
Калинина Л.А. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 мая 2009 г. N 8-Г09-4
Текст определения официально опубликован не был