Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2009 г. N 74-Г09-17
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам в составе:
председательствующего Т.И. Ерёменко
судей В.Б. Хаменкова, О.А. Ксенофонтовой
при секретаре: Н.В. Росляковой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Положения о конкурсе на соискание грантов Президента Республики Саха (Якутия) на лучший молодежный проект социально-экономического развития городских и сельских поселений республики, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 1309 от 2 марта 2009 года по кассационной жалобе Президента Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя президента Республики Саха (Якутия) по доверенности Г.И. Телегиной, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 1309 от 2 марта 2009 года "О грантах на лучший молодежный проект социально-экономического развития городских и сельских поселений Республики Саха (Якутия)" утверждено Положение о конкурсе на соискание грантов Президента Республики Саха (Якутия) на лучший молодежный проект социально-экономического развития городских и сельских поселений Республики Саха (Якутия), которое официально опубликовано в издании "Якутия" N 38 от 4 марта 2009 года.
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании названного Положения противоречащим федеральному законодательству и недействующим, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемым Положением определены получатели гранта в возрасте до 35 лет, между тем возраст граждан установлен ч. 2 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) "О государственной молодежной политике в Республики Саха (Якутия)" до 30 лет. Кроме того, в Положении отсутствуют критерии и порядок оценки результатов работы, порядок объявления результатов конкурса. Нарушение требований ст. 1057 Гражданского Кодекса при проведении конкурса на выделяемые из бюджета республики гранты в отсутствие отбора муниципальных образований для предоставления субсидий нарушает бюджетное законодательство.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2009 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
Положение о конкурсе на соискание грантов Президента Республики Саха (Якутия) на лучший молодежный проект социально-экономического развития городских и сельских поселений Республики Саха (Якутия), утвержденный Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 1309 от 2 марта 2009 года признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его издания.
В кассационной жалобе Президент Республики Саха (Якутия) просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) N 458 N 929-III от 19 июня 2007 г. "О системе органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" Президент Республики входит в систему органов государственной власти и вправе своим правовым актом объявить конкурс на получение грантов.
Пунктом 2.2 Положения объявлен конкурс со дня опубликования Указа Президента Республики Саха в официальных средствах массовой информации. Указ опубликован в издании "Якутия" N 38 от 4 марта 2009 г.
Таким образом, Президентом объявлен публичный конкурс на получение гранта и его порядок должен соответствовать требованиям гражданского законодательства к публичным конкурсам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое Положение противоречит требованиям главы 57 Гражданского Кодекса РФ, регулирующий порядок организации публичных конкурсов, поскольку в нарушение ч. 4 ст. 1057 Гражданского Кодекса РФ в оспариваемом Положении отсутствуют критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, порядок объявления результатов конкурса, которые являются существенными условиями.
Указ Президента Республики Саха (Якутия) в п. 3 предусмотрел финансирование конкурса на лучший проект в размере 20 млн. руб.
При этом обязательным условием конкурса является также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю.
Однако, в нарушение ч. 4 ст. 1057 ГК РФ в Положение отсутствуют критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, порядок объявления результатов конкурса, которые являются существенными условиями.
При данных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Положение принято в нарушение требований федерального законодательства, что является основанием для признания данного акта недействующим.
Довод кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции, указывая на то, что оспариваемое Положение противоречит федеральному законодательству в части, при этом признал данное Положение противоречащим федеральному законодательству и недействующим полностью.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд не вправе обязать орган или должностное лицо внести в нормативный правовой акт, являющийся предметом судебной проверки, соответствующие дополнения или изменения, поскольку такие действия будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный акт. В этом случае такой нормативный правовой акт признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Поскольку в оспариваемом Положении не были определены одни из основных условий применения данного акта, а также не были определены права лиц, принимающих участие в данном конкурсе, что могло повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, положения оспариваемого акта взаимосвязаны, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании данного акта недействующим полностью.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не могут послужить основанием к отмене постановленного по делу решения. Утверждение о том, что данный спор относится к подсудности арбитражных судов основано на неправильном толковании процессуального закона, т.к. в силу п. 3 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов, а данный спор не отнесен ни федеральным конституционным законом, ни федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2009 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу Президента Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Ерёменко |
Судьи |
В.Б. Хаменков |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09 сентября 2009 г. N 74-Г09-17
Текст определения официально опубликован не был