Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2010 г. N 74-Г10-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.П. Меркулова,
судей В.Б. Хаменкова и В.И. Анишиной
при секретаре П.В. Алёшиной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2010 года, которым прокурору отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года N 251.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против представления представителя Правительства Республики Саха (Якутия) Ковалёва Д.Л., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года N 251 утвержден Порядок пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Саха (Якутия).
Постановление официально опубликовано в издании "Якутские ведомости", N 38 от 24 июня 2009 года.
Разделом 7 названного Порядка определены порядок и условия добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 данного раздела его действие распространяется на участки недр, соответствующие следующим условиям:
1) участок недр не учтен государственным фондом недр (Государственным балансом запасов, Республиканским балансом перспективных объектов, Государственным кадастром месторождений, Сводкой прогнозных ресурсов по Республике Саха (Якутия));
2) участок недр не представляет научной или культурной ценности и не объявлен в установленном порядке геологическим заповедником, заказником либо памятником природы и культуры, не отнесен к особо охраняемым природным территориям.
С целью определения соответствия участка недр условиям пункта 2 раздела собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр запрос с приложением схемы расположения земельного участка с указанием участка недр, который планируется использовать (пункт 3 раздела 7).
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр в течение 15 дней с даты получения запроса рассматривает его и письменно информирует собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца и арендатора земельного участка о соответствии участка недр условиям пункта 2 настоящего раздела (пункт 4 раздела 7).
Собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец и арендатор земельного участка в течение 10 дней со дня начала пользования недрами в соответствии с настоящим разделом обязан письменно уведомить уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр. К данному уведомлению обязательно прилагается:
1) данные о заявителе (для юридического лица - копии уставных документов, место нахождения, для физического лица - копия документа, удостоверяющего личность);
2) цель и назначение предполагаемого вида использования участка недр:
по участкам недр, предназначенным для добычи общераспространенных полезных ископаемых, указываются виды, направления использования, предполагаемые объемы добычи, сроки использования участка недр для заявленных целей и обязательства по рекультивации нарушенных земель после окончания добычи;
по участкам недр, предназначенным для строительства подземных сооружений, бытовых колодцев или скважин, указываются вид, размеры и целевое назначение, способ и сроки их эксплуатации;
3) местонахождение земель, на которых планируется проведение работ, с приложением схемы расположения земельного участка;
4) копии правоустанавливающих документов на земельный участок (свидетельство о регистрации права собственности, договор аренды, выписка из земельного кадастра) (пункт 5 раздела 7).
Пунктом 6 раздела 7 названного выше Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр регистрирует участки недр, используемые собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем и арендатором земельного участка для своих нужд, ведет реестр участков недр и учет количества добытых общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд.
Пунктом 7 раздела 7 Порядка установлены обязанности собственников земельного участка, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельного участка при добыче общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд, а именно:
1) осуществлять добычу на участках недр, имеющих ограждения с предупредительными аншлагами;
3) представлять отчет о количестве добытого по каждому виду полезного ископаемого в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр до 5 февраля года, следующего за отчетным;
4) извещать уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр о завершении добычных работ на участках недр не позднее чем за 15 дней до их завершения.
Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими положений пунктов 2, 3, 4, 5, 6 раздела 7 и подпунктов 1, 3, 4 пункта 7 раздела 7 указанного Порядка, ссылаясь на их противоречие положениям Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах".
В обоснование своих требований прокурор указывал на то, что пунктами 2, 3 и 4 раздела 7 Порядка установлены дополнительные, по сравнению с изложенными в статьях 8, 19 Закона РФ "О недрах", условия реализации права собственников и землепользователей на добычу общераспространенных полезных ископаемых, в то время как введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках статьей 3 Закона РФ "О недрах" отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Оспаривая пункт 6 раздела 7 Порядка, прокурор утверждал, что предусмотренное данной нормой положение о регистрации участков недр, используемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков для своих нужд, и ведении их реестра и учете количества добытых общераспространенных полезных ископаемых противоречит статье 28 Закона РФ "О недрах" и утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 8 октября 2007 года N 261 Административному регламенту Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами, в соответствии с которыми государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.
Поскольку для осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд собственники земельных участков и землепользователи в получении лицензии не нуждаются, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе вести государственную регистрацию и реестр таких участков, а также учет количества добытых полезных ископаемых.
В обоснование требований о признании недействующими положений пункта 5 раздела 7, подпунктов 1, 3, 4 раздела 7 Порядка прокурор указывал на то, что данными нормами установлены иные, чем предусмотрены статьей 22 Закона РФ "О недрах" обязанности недропользователей. Кроме того, в силу статьи 19 Закона РФ "О недрах" субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать дополнительные обязанности недропользователей.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2010 года в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В кассационном представлении первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере недропользования определены подпунктом 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или об участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установления порядка пользования и распоряжения данными участками недр, в том числе разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
Решение вопросов установления порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и пунктом 9 статьи 4 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1.
В соответствии со статьей 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые прокурором положения Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Саха (Якутия) приняты Правительством Республики Саха (Якутия) по предмету ведения субъекта Российской Федерации и в пределах предоставленных данному органу государственной власти республики полномочий.
Проверяя утверждения прокурора о противоречии пунктов 2, 3, 4 раздела 7 Порядка Закону РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1, суд правомерно указал на то, что содержащиеся в пункте 2 раздела 7 условия, которым должны отвечать земельные участки в целях добычи их собственниками и пользователями общераспространенных полезных ископаемых, о предъявлении к таким участкам каких-либо дополнительных, по сравнению с федеральным законодательством, требований не свидетельствуют.
Положения подпункта 1 пункта 2 раздела 7 Порядка фактически воспроизводят статью 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1, предоставляющую собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам право по их усмотрению осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых, только в отношении тех ископаемых, которые не числятся на государственном балансе.
Положения подпункта 2 пункта 2 раздела 7 Порядка соответствуют статье 33 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1, запрещающей всякую деятельность, нарушающую сохранность редких геологических обнажений, минералогических образований, палеонтологических объектов и других участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность, объявленных в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры.
Учитывая, что нормы пункта 2 раздела 7 Порядка соответствуют требованиям федерального законодательства, судом правомерно были отклонены требования прокурора о признании недействующими положений пунктов 3 и 4 раздела 7 Порядка, устанавливающих порядок разрешения органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр вопроса о соответствии земельного участка указанным в пункте 2 раздела 7 Порядка условиям.
Разрешая требования прокурора об оспаривании положений пунктов 5, подпунктов 1, 3, 4 пункта 7 раздела 7 Порядка требованиям федерального законодательства, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии противоречий между оспариваемыми нормами и положениями Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1.
При этом суд правомерно исходил из того, что если субъект Российской Федерации наделен правом устанавливать порядок осуществления собственниками и владельцами земельных участков работ по добыче для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, он вправе определять права и обязанности данных лиц при осуществлении такой деятельности, в том числе обязывать их уведомлять орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр о начале пользования недрами (пункт 5 раздела 7), представлять отчет о количестве добытых полезных ископаемых (подпункт 3 пункта 7 раздела) и извещать соответствующий орган исполнительной власти о завершении работ (подпункт 4 пункта 7 раздела 7 Порядка).
Содержащееся в пункте 5 раздела 7 Порядка требование к собственнику или владельцу земельного участка уведомлять орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр о начале соответствующих работ каким-либо образом права собственника или владельца земельного участка на добычу общераспространенных полезных ископаемых не ограничивает и о необходимости получения разрешения для осуществления такой добычи не свидетельствует.
Не противоречит требованиям федерального законодательства и установленная подпунктом 1 пункта 7 раздела 7 Порядка обязанность собственников и землепользователей осуществлять добычу на участках недр, имеющих предупредительные ограждения, поскольку в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Отказывая прокурору в удовлетворении требований об оспаривании пункта 6 раздела 7 Порядка, согласно которому уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр регистрирует участки недр, используемые собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем и арендатором земельного участка для своих нужд, ведет реестр участков недр и учет количества добытых общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд, суд правомерно исходил из того, что регистрация соответствующих участков, ведение их реестра и учет количества добытых полезных ископаемых федеральному закону не противоречит.
При этом суд указал, что положения статьи 28 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 и утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 8 октября 2007 года N 261 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на
пользование недрами, на которые ссылался прокурор в обоснование своей правовой позиции, регламентируют вопросы государственного учета и государственной регистрации только тех участков недр, в отношении которых ведутся работы по геологическому изучению или которые предоставлены для добычи полезных ископаемых на основании лицензии, что само по себе не исключает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации на регистрацию и ведение реестра участков, на которых их собственники и землепользователи осуществляют добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.
Доводы кассационного представления основаны на ошибочном толковании прокурором норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, фактически воспроизводят доводы первоначального заявления прокурора, получившие надлежащую правовую оценку в судебном решении, в связи с чем отмену постановленного судом решения повлечь не могут.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Меркулов |
Судьи |
В.Б. Хаменков |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2010 г. N 74-Г10-4
Текст определения официально опубликован не был