Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2009 г. N 72-Г09-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Макарова Г.В. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Забайкальского края на решение Читинского областного суда от 8 июня 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующим Положения о порядке проведения отбора уполномоченных газораспределительных организаций по поставке сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Забайкальского края, утвержденного постановлением правительства Забайкальского края от 20 января 2009 года N 4 "О некоторых вопросах поставки сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Забайкальского края".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Читинский областной суд с заявлением о признании недействующим Положения о порядке проведения отбора уполномоченных газораспределительных организаций по поставке сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Забайкальского края, утвержденного постановлением правительства Забайкальского края от 20 января 2009 года N 4 "О некоторых вопросах поставки сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Забайкальского края", полагая, что названное Положение противоречит статьям 14 и 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящим решение вопросов газоснабжения населения к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.
Решением Читинского областного суда от 8 июня 2009 года в удовлетворении заявления заместителя прокурора Забайкальского края отказано.
В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора ставится вопрос об отмене указанного решения суда как принятого с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения.
Постановлением правительства Забайкальского края от 20 января 2009 года N 4 "О некоторых вопросах поставки сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Забайкальского края" утверждено Положение о порядке проведения отбора уполномоченных газораспределительных организаций по поставке сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Забайкальского края.
Названное Положение официально опубликовано в газете "Азия-Экспресс" от 30 января 2009 года N 4.
Положение определяет общий порядок, условия и основные критерии отбора уполномоченных газораспределительных организаций по поставке сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Забайкальского края (пункт 1 Положения).
Целью отбора является выявление и проверка потенциальных финансовых, коммерческих, производственных и технических возможностей участников отбора осуществлять поставку сжиженного газа для бытовых нужд населения Забайкальского края (пункт 2 Положения).
Согласно пункту 3 Положения участником отбора может быть любая организация, представившая заявку, оформленную в соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением, и допущенная к участию в отборе.
В соответствии с пунктом 5 Положения проведение отбора осуществляется Министерством территориального развития Забайкальского края, которое в целях отбора размещает в средствах массовой информации и на своем официальном сайте извещение о проведении отбора; проверяет достоверность и полноту представленных участниками заявок; проводит отбор уполномоченных организаций по поставке сжиженного газа для бытовых нужд населения Забайкальского края; принимает решение о результатах отбора; доводит до сведения участников отбора результаты отбора; по результатам отбора принимает решение о назначении уполномоченных организаций.
Обращаясь в суд, заместитель прокурора Забайкальского края полагал, что наделение органов государственной власти Забайкальского края полномочиями по проведению отбора уполномоченных газораспределительных организаций по поставке сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения является вмешательством в деятельность местного самоуправления, поскольку организация газоснабжения относится к вопросам местного значения поселений и городских округов.
Разрешая требования прокурора, суд не усмотрел оснований для их удовлетворения, придя к выводу о том, что оспариваемое Положение регулирует отношения в сфере оптового рынка сжиженного газа, условия функционирования которого определены федеральным законодательством. Забайкальский край, являясь субъектом Российской Федерации, участвует в решении вопросов гарантированных поставок газа для удовлетворения нужд населения всего Забайкальского края путем отбора уполномоченной региональной газораспределительной организации, не затрагивая компетенции органов местного самоуправления по решению вопросов газоснабжения населения, предусмотренной статьями 14 и 16 Федерального закона N 131-ФЗ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вывод суда правильным, основанным на законе и материалах дела.
Согласно преамбуле постановление правительства Забайкальского края от 20 января 2009 года N 4, которым утверждено оспариваемое Положение, принято в соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 908-р об одобрении Концепции развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 16 "Об организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации и на экспорт".
Концепция развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд предусматривает существование системы балансовых заданий, представляющей собой административное регулирование поставок сжиженного газа для бытовых нужд, для обеспечения гарантированных поставок сжиженного газа населению.
Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 16 во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 908-р и в целях обеспечения гарантированных поставок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Российской Федерации утверждена Методика организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации.
В соответствии с названной Методикой Росэнерго обобщает заявки на потребности в сжиженных газах для бытовых нужд населения, предоставляемые уполномоченными региональными газораспределительными организациями субъектов Российской Федерации, и заявки на включение в график поставок сжиженных газов для бытовых нужд населения на месяц, которые представляют производители; с учетом заявок производителей и с учетом норм потребления утверждает график поставок сжиженных газов. Для включения новой уполномоченной газораспределительной организации в график прикрепления субъектов Российской Федерации к компаниям-производителям сжиженных углеводородных газов предусмотрена необходимость предоставления в Росэнерго копии решения правительства (администрации) субъекта Российской Федерации о назначении газораспределительной организации - уполномоченной по субъекту. Права уполномоченных газораспределительных организаций подлежат подтверждению правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации не реже одного раза в год.
Наряду с административным регулированием поставок сжиженного газа для бытовых нужд осуществляется государственное регулирование оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, согласно которым государственному регулированию подлежат, в частности, оптовые цены на газ, розничные цены на газ, реализуемый населению.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 приказом Федеральной службы по тарифам от 28 ноября 2006 года N 312-э/8 утверждены Методические указания по регулированию оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд, которые (согласно пункту 3) применяются до момента отмены государственного регулирования оптовых цен в соответствии с Концепцией развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 908-р.
В соответствии с названными Методическими указаниями государственное регулирование оптовых цен базируется на принципах обеспечения стабильности поставок на внутренний рынок сжиженного газа для бытовых нужд и создания механизмов, ограничивающих рост цен на сжиженный газ для бытовых нужд и обеспечивающих социальную защиту населения.
Анализ приведенных норм федерального законодательства подтверждает правильность вывода суда о регулировании оспариваемым Положением отношений в сфере оптового рынка сжиженного газа с учетом существующего в Российской Федерации порядка прикрепления субъектов Российской Федерации к компаниям-производителям газа для обеспечения гарантированных оптовых поставок газа на нужды населения через уполномоченные региональные газораспределительные организации.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона N 131-ФЗ организация в границах поселения и городского округа газоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения и городского округа.
Оспариваемое Положение не регулирует отношений, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, и не препятствует ее реализации.
В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора оспаривается вывод суда со ссылкой на статьи 14 и 16 Федерального закона N 131-ФЗ, т.е. по тем же основаниям, по которым прокурор обратился с требованием в суд и которые получили в решении суда правовую оценку, признанную Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации правильной.
Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационного представления, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Читинского областного суда от 8 июня 2009 года оставить без изменения, кассационное представление участвовавшего в деле прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Еременко Т.И. |
Судьи |
Макаров Г.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2009 г. N 72-Г09-6
Текст определения официально опубликован не был