Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2009 г. N 58-Г09-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе: председательствующего Хаменкова В.Б., судей Макарова Г.В. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 5 июня 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 3.2.4, 3.2.12, 3.2.13, 3.2.15, 3.2.20, 3.2.21, 3.2.22 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Хабаровского края от 17 декабря 2008 года N 126П.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.E., полагавшей, что решение подлежит частичной отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Приказом министерства финансов Хабаровского края N 126П от 17 декабря 2008 года утвержден Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета.
В соответствии с пунктом 3.2 названного приказа изменение сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств осуществляется министерством финансов с учетом следующих особенностей и вносится, в частности, в случаях изменения расходных обязательств края и принятия нормативных правовых актов губернатора края и правительства края (пункт 3.2.4); получения дополнительных доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (3.2.12); перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реформирование в 2009 году системы оплаты труда работников бюджетных учреждений (3.2.13); изменения и (или) перераспределения бюджетных ассигнований на финансирование объектов капитального строительства (3.2.15); уменьшения объемов межбюджетных трансфертов за счет средств федерального бюджета (3.2.20); использования остатков средств краевого бюджета по состоянию на 1 января текущего года, включая доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также остатки средств субсидий и субвенций из федерального бюджета (3.2.21); учета при использовании краевого бюджета неиспользованных на 1 января текущего финансового года средств целевых межбюджетных трансфертов, имеющихся на счетах местных бюджетов (3.2.22).
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании пунктов 3.2.4, 3.2.12, 3.2.13, 3.2.15, 3.2.20, 3.2.21, 3.2.22 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета противоречащими федеральному законодательству и недействующими, полагая, что они противоречат пункту 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ.
В судебном заседании участвовавший в деле прокурор заявленные требования поддержал, указав, что пункты 3.2.20, 3.2.21, 3.2.22 Порядка противоречат не только пункту 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ, но и части 1 статьи 12 закона Хабаровского края от 26 ноября 2008 года N 216 "О краевом бюджете на 2009 год".
Решением Хабаровского краевого суда от 5 июня 2009 года в удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края отказано.
В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора ставится вопрос об отмене указанного решения суда как принятого с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим частичной отмене.
Статьей 12 закона Хабаровского края от 26 ноября 2008 года N 216 "О краевом бюджете на 2009 год" установлены особенности исполнения краевого бюджета. В частности, частью 1 названной статьи предусмотрено, что министерство финансов края в ходе исполнения краевого бюджета вправе вносить изменения в сводную бюджетную роспись на сумму остатков средств краевого бюджета по состоянию на 1 января 2009 года; на сумму дополнительных доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; по предписаниям органов, осуществляющих финансовый контроль на территории края; в случае изменения расходных обязательств края и принятия нормативных правовых актов губернатора края и правительства края; в случае изменения и (или) перераспределения бюджетных ассигнований на финансирование объектов капитального строительства, в том числе между главными распорядителями бюджетных средств краевого бюджета; в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реформирование в 2009 году системы оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Норма части 1 статьи 12 Закона Хабаровского края от 26 ноября 2008 года N 216 "О краевом бюджете на 2009 год" являлась предметом проверки суда и не признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2009 года).
Судебная коллегия исходила из того, что абзацем пятым пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменения в закон (решение) о бюджете в случае изменения состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им бюджетных учреждений), вступления в силу законов, предусматривающих осуществление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, использования средств резервных фондов и иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, распределения бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе и по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете, - в пределах объема бюджетных ассигнований.
Анализ абзаца пятого пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ свидетельствует, вопреки утверждению прокурора Хабаровского края, о том, что перечень оснований, по которым могут быть внесены изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете, не является исчерпывающим, законом о бюджете субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания, помимо предусмотренных в статье 217 Бюджетного кодекса РФ.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2009 года имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего дела.
Учитывая изложенное, доводы прокурора о противоречии статье 217 Бюджетного кодекса РФ оспариваемых норм Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета, которые соответствуют положениям части 1 статьи 12 закона Хабаровского края от 26 ноября 2008 года N 216 "О краевом бюджете на 2009 год", обоснованно признаны судом несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Разрешая требования прокурора, суд не установил противоречия пунктов 3.2.20, 3.2.21, 3.2.22 Порядка положениям части 1 статьи 12 закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2009 год". Применительно к пунктам 3.2.21. и 3.2.22 Порядка суд указал, что они соответствуют положениям части 1 статьи 12 названного краевого закона, предусматривающим полномочие министерства финансов края вносить изменения в сводную бюджетную роспись на сумму остатков краевого бюджета по состоянию на 1 января 2009 года.
Судебная коллегия соглашается с указанным суждением суда, поскольку в пунктах 3.2.21 и 3.2.22 Порядка речь идет о внесении изменений в сводную бюджетную роспись в случаях использования остатков средств краевого бюджета по состоянию на 1 января текущего года и учета при исполнении краевого бюджета неиспользованных на 1 января текущего финансового года средств целевых межбюджетных трансфертов, имеющихся на счетах местных бюджетов, что охватывается основаниями, предусмотренными частью 1 статьи 12 закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2009 год".
Вместе с тем, Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что норма пункта 3.2.20 Порядка соответствует требованиям статьи 232 Бюджетного кодекса РФ.
Пунктом 3.2.20 Порядка предусмотрена возможность изменения сводной бюджетной росписи в случае уменьшения объемов межбюджетных трансфертов за счет средств федерального бюджета.
Статья 232 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что субсидии и субвенции (о которых идет речь в пункте 3.2.20 Порядка), фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете на текущий финансовый год.
Таким образом, статьей 232 Бюджетного кодекса РФ не предусмотрена возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись в случае уменьшения объемов межбюджетных трансфертов за счет средств федерального бюджета. Не предусмотрена такая возможность ни иными нормами Бюджетного кодекса РФ, ни законом Хабаровского края "О краевом бюджете на 2009 год.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании недействующим пункта 3.2.20 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Хабаровского края от 17 декабря 2008 года N 126П, и принять новое решение, которым требования прокурора в указанной части удовлетворить.
Оснований для отмены решения суда в остальной части Судебная коллегия не усматривает, находя решение в этой части законным и обоснованным.
По доводам кассационного представления прокурора о том, что пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете, решение суда отмене не подлежит, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Не усматривая оснований к отмене решения суда, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Хабаровского краевого суда от 5 июня 2009 года отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании недействующим пункта 3.2.20 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Хабаровского края от 17 декабря 2008 года N 126П, постановив в указанной части новое решение, которым признать пункт 3.2.20 Порядка недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Хабаровского краевого суда от 5 июня 2009 года оставить без изменения, кассационное представление участвовавшего в деле прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Хаменков В.Б. |
Судьи: |
Макаров Г.В. |
Судьи: |
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2009 г. N 58-Г09-10
Текст определения официально опубликован не был