Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2009 г. N 58-Г09-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего Меркулова В.П., судей Макарова Г.В. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Царевой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Березовского А.Г. на решение Хабаровского краевого суда от 20 марта 2009 года, которым оставлено без удовлетворения заявление Березовского А.Г. о признании противоречащим законодательству и отмене пункта 3 приложения к Закону Хабаровского края от 30 июня 2004 года N 191 "О наделении административных центров районов статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ" в части установления границ городского поселения "Рабочий поселок Ванино".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Законодательной Думы Хабаровского края Богомолова А.В., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
30 июня 2004 года Законодательной Думой Хабаровского принят Закон Хабаровского края N 191 "О наделении административных центров районов статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ", в соответствии с которым рабочий поселок Ванино наделен статусом городского поселения. В соответствии с картографическим описанием согласно пункту 3 приложения к настоящему Закону установлены границы городского поселения "Рабочий поселок Ванино".
Березовский А.Г., житель поселка Ванино Хабаровского края, обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 3 приложения к Закону Хабаровского края от 30 июня 2004 года N 191 "О наделении административных центров районов статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ" в части изменения границ городского поселения "Рабочий поселок Ванино", восстановлении нарушенного права граждан, проживающих на территории исторически сложившихся границ городского поселения "Рабочий поселок Ванино", восстановлении исторически сложившейся границы городского поселения "Рабочий поселок Ванино".
Березовский А.Г. полагал, что Закон Хабаровского края N 191 от 30 июня 2004 года в оспариваемой части принят в нарушение требований статей 11, 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку не прошел процедуру обязательного согласования с жителями городского поселения "Рабочий поселок Ванино". Согласно названному Закону порт Ванино выделен на межселенную территорию, что нарушает историческую цепочку судеб людей и самого порта Ванино как градообразующего предприятия, права и свободы граждан, чей дом остался на межселенной территории. Он (Березовский А.Г.) и его дети лишены возможности жить и работать в развивающейся инфраструктуре, поскольку выведение порта за пределы поселка Ванино лишает бюджет поселка налоговых поступлений, необходимых для развития его инфраструктуры.
В судебном заседании Березовский А.Г. и его представитель изменили предмет требования, просили признать пункт 3 приложения противоречащим федеральному законодательству и отменить его, пояснив, что границы рабочего поселка Ванино были установлены ранее принимавшимися нормативными актами, в соответствии с которыми земли, отнесенные обжалуемым Законом к межселенной территории, являются исторически сложившимися землями поселка Ванино, прилегающими к нему землями общего пользования, территорией традиционного природопользования населения поселка Ванино.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края против удовлетворения заявления возражали, пояснив, что до принятия оспариваемого Закона нормативные правовые акты органов государственной власти Хабаровского края, устанавливающие границы рабочего поселка Ванино как административно-территориальной единицы и как муниципального образования, не принимались, его границы установлены впервые; доводы заявителя о том, что при принятии оспариваемого Закона не были учтены исторически сложившиеся границы населенных пунктов, не основаны на фактических обстоятельствах.
Решением Хабаровского краевого суда от 20 марта 2009 года в удовлетворении заявления Березовского А.Г. отказано.
В кассационной жалобе Березовского А.Г. ставится вопрос об отмене указанного решения суда как поставленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
В силу пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 36 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение границ муниципальных образований в установленном порядке.
Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Частями 3, 4, 5 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования. Голосование проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона. Голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Разрешая заявленные Березовским А.Г. требования, суд установил, что до принятия оспариваемого Закона органами государственной власти Хабаровского края не принимались нормативные правовые акты, устанавливающие границы поселка Ванино как административно-территориальной единицы и как муниципального образования, границы муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Ванино" впервые установлены оспариваемым Законом, в связи с чем не требовалось проведения голосования (референдума).
Вывод суда основан на материалах дела и доводами кассационной жалобы Березовского А.Г., содержащей ссылки на обстоятельства, являвшиеся предметом исследования в судебном заседании, не опровергается.
В процессе рассмотрения дела суд исследовал документы, на которые ссылался Березовский А.Г. как на устанавливающие границы поселка Ванино до принятия оспариваемого Закона, в частности, решения исполкома Совгаванского городского Совета депутатов трудящихся от 25 апреля 1952 года N 09 (об отводе территории и акватории для строительства порта Ванино), от 6 марта 1958 года N 84 (об отнесении населенного пункта Ванино к категории рабочего поселка), решение исполкома Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 5 июня 1958 года N 238 (о выделении поселка порта Ванино из городской черты города Советская Гавань и отнесении его к категории рабочих поселков), и установил, что они не касались вопросов установления границ поселка Ванино.
Решение малого Совета Ванинского районного Совета народных депутатов от 31 июля 1992 года N 88 об утверждении границ рабочего поселка Ванино и постановление главы Ванинского района от 18 апреля 2001 года N 193 об утверждении границ населенных пунктов района, в том числе рабочего поселка Ванино, как правильно установил суд, приняты с нарушением компетенции. В соответствии с Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года, решение таковых вопросов находилось в ведении исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов.
Суд проверил и признал несостоятельными доводы заявителя о том, что при принятии оспариваемого Закона не были учтены требования пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающего, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что земли, отнесенные к межселенным территориям, в том числе порт Ванино, являются исторически сложившимися землями поселка Ванино, суд не установил.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территории поселений. Согласно Перечню субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территории с низкой плотностью населения, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 года N 707-р, Ванинский район Хабаровского края отнесен к числу территорий с низкой плотностью населения. Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о возможности существования в Ванинском районе межселенной территории.
В кассационной жалобе Березовский А.Г. оспаривает выводы суда, ссылаясь на те же обстоятельства, на которые ссылался в обоснование своих требований и которые получили оценку в решении суда. Каких-либо доводов, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит, поэтому по ее доводам решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 20 марта 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Березовского А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Меркулов В.П. |
Судьи: |
Макаров Г.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2009 г. N 58-Г09-7
Текст определения официально опубликован не был