Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2002 г. N 85-О02-23
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Ахметова Р.Ф., Борисова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 3 декабря 2002 года кассационные жалобы осужденного Колодина H.B., адвоката Долговой Л.В. на приговор Калужского областного суда от 18 мая 2002 года, которым
Колодин Н.Б., ранее не судимый, -
осужден по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 13 годам лишения свободы, по ст. 111 ч. 1 УК РФ - к 7 годам лишения свободы.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений ему окончательно назначено 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Ахметова Р.Ф., объяснения осужденного Колодина Н.В., адвоката Долговой Л.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение прокурора Крюковой Н.С., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Колодин признан виновным в умышленном причинении К. тяжкого вреда здоровью на почве личной неприязни, а также в убийстве Б. совершенном в ходе драки.
Преступления совершены в ночь на 19 декабря 2001 года в ... Калужской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании Колодин вину признал частично.
В кассационных ясалобах:
осужденный Колодин, ссылаясь на односторонность и необъективность следствия, несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение уголовного закона, чрезмерную суровость назначенного ему наказания, просит приговор в части его осуждения по ст. 105 ч. 1 УК РФ отменить и дело прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления, переквалифицировать его действия со ст. 111 ч. 1 УК РФ на ст. 113 УК РФ и назначить более мягкое наказание. Ставит под сомнение доказательства, в том числе показания потерпевшей К., положенные в основу приговора. Утверждает, что он лишил жизни Б. в состоянии необходимой обороны, поскольку тот на него напал с ножом, а когда он отобрал нож - с утюгом. Считает, что тяжкий вред здоровью К. им причинен в состоянии сильного душевного волнения, вызванного тем, что та бросила з пего молоток. Выражает свое несогласие с оценкой показаний потерпевшей К., считая ее показания непоследовательными и противоречивыми. Указывает, что при назначении наказания суд не учел его первую судимость, поведение потерпевшей К., которая его спровоцировала на преступление, наличие у пего 2-х несовершеннолетних детей, престарелых родителей, один из которых инвалид, а также его болезнь туберкулезом;
адвокат Долгова Л.В., ссылаясь и на доводы, приводимые в жалобе осужденного Колодина, просит приговор части осуждения Колодина по ст. 105 ч. 1 УК РФ отменить и дело прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления, переквалифицировать действия Колодина со ст. 111 ч. 1 УК РФ на ст. 113 УК РФ. Считает, что выводы суда об осознанности и целенаправленности действий Колодина опровергаются тем, что "Колодин не мог сказать, сколько ударов и куда он наносил Б. и К.".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор законным и обоснованным.
Как видно из материалов дела, выводы суда о виновности Колодина основаны на надлежаще исследованных в судебном заседании доказательствах, должный анализ и правильная оценка которым даны в приговоре.
В соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, действиям Колодина дана правильная юридическая оценка.
То, что Колодин лишил жизни потерпевшего Б. и причинил тяжкий вред здоровью потерпевшей К., видно не только из показаний данной потерпевшей и выводов экспертиз, подробно изложенных в приговоре, но и из показаний самого Колодина, и в кассационном порядке не оспаривается.
Доводы осужденного Колодина о совершении этих действий соответственно в состоянии необходимой обороны и аффекта, на что делается ссылка и в кассационных жалобах, судом тщательно проверены и обоснованно отвергнуты, поскольку эти доводы противоречат совокупности добытых по делу доказательств.
Как правильно установлено судом, и это усматривается и из показаний самого Колодина, последний в ночное время, придя в квартиру, где проживали Б. и К., стал требовать возврата К. ... рублей денег, на требования Б. покинуть их жилище не реагировал и устроил ссору.
То, что Колодин, требуя деньги, применял насилие в отношении К. видно и из показаний свидетеля Х. согласно которым незнакомый мужчина, находясь в квартире Б., в грубой форме требовал деньги, а К. говорила, что отдаст, и просила ее отпустить.
Это же усматривается и из показаний свидетеля К. из которых следует, что она слышала, как у К. требовали деньги, а та говорила, что ее порезали, и просила об оказании ей помощи.
Из показаний свидетеля К. видно и то, что после шума, грохота, громких разговоров, происходящих в квартире Б., последний, приглашая на помощь соседей, звонил в их квартиры.
По показаниям потерпевшей К. в связи с тем, что она отказалась дать деньги, Колодин нанес ей удар ножом в область грудной клетки. Теряя сознание, она увидела Б., который стоял в проеме двери маленькой комнаты и, обращаясь к соседям, кричал о помощи.
То, что Б. кричал о помощи, видно и из показаний свидетелей К., Ф., Ш., и Х.
При таких обстоятельствах согласиться с доводами Колодина о том, что на него нападал Б., а он лишь защищался, невозможно.
Невозможно согласиться и с доводами кассационных жалоб о причинении тяжкого вреда здоровью К. Колодиным в состоянии аффекта, поскольку, как правильно указано в приговоре, действия Колодина носили осознанный и целенаправленный характер как в момент совершения, так и после совершения данного преступления, о чем свидетельствуют не только показания потерпевшей К., но и показания самого Колодина о том, что после случившегося он вместе с Е. вышел из дома, но, вспомнив, что забыл тшку, снова вернулся, забрал ее и покинул место происшествия.
То, что Колодин не называл количество и локализацию телесных повреждений, причиненных им потерпевшим, на что делается ссылка в кассационной жалобе адвоката, также не может свидетельствовать о нахождении Колодина в момент причинения этих повреждений в состоянии аффекта.
К тому же, как видно из показаний свидетелей Л., К., А., Б. Колондин будучи задержанным непосредственно после совершенных им преступлений, отрицая свою причастность к этим преступлениям, активно защищался, а Е. ему советовала молчать и никаких объяснений не давать.
Сомневаться в этих и других положенных в основу приговора доказательств, в том числе упомянутых в кассационных жалобах показаний потерпевшей К., оснований не имеется, поскольку каждое из них согласуется и подтверждается совокупностью других доказательств и получены с соблюдением требований закона.
Необоснованны доводы кассационных жалоб и относительно обстоятельств дела, поскольку эти обстоятельства, а также данные о личности Колодина исследованы всесторонне, полно и объективно. В проведении дополнительных следственных действий, экспертиз необходимости нет.
Как видно из материалов дела, нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену приговора, не допущено.
Что касается наказания, назначенного Колодину, то оно смягчению не подлежит, поскольку назначено с учетом требований ст. 60 УК РФ, соответствует тяжести содеянного, личности виновного и всем обстоятельствам дела. Основаниями для смягчения данного наказания не могут являться и вышеприведенные доводы кассационных жалоб.
Назначенное Колодину наказание невозможно признать явно несправедливым вследствие его суровости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Калужского областного суда от 18 мая 2002 года в отношении Колодина Н.В. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кузнецов В.В. |
Судьи |
Ахметов Р.Ф. |
|
Борисов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2002 г. N 85-О02-23
Текст определения официально опубликован не был