Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в федеральные законы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения граждан, в том числе проработавших длительное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Вышеуказанным федеральным законом с 1 января 2005 года признана утратившей силу статья 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Данной статьей было гарантировано сохранение пенсии при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей лицам, проработавшим в этих районах соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия назначалась и выплачивалась с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
С утратой силы указанной выше статьи существенно ухудшились права данной категории граждан, что является нарушением конституционных принципов, поскольку в статье 55 Конституции Российской Федерации указано, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В настоящее время основные нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения в отношении лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, содержатся в федеральных законах "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Кроме того, в законопроекте предлагается гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и переехавшим на новое место жительства в местности, где к заработной плате установлен районных коэффициент в меньшем размере, чем по последнему месту работы указанных граждан, определить размер базовой части трудовой пенсии с учетом большего по величине районного коэффициента, чем действующий в данном районе (местности).
На основании изложенного предлагаем внести соответствующие изменения в статью 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", поскольку отмена государственных гарантий по вопросам пенсионного обеспечения в отношении лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае их выезда из данных районов на постоянное место жительства в другие районы существенно ухудшила права вышеназванной категории граждан.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Численность пенсионеров, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и выехавших из этих районов, по состоянию на 1 января 2005 года (данные Пенсионного фонда Российской Федерации) |
608 тыс. человек |
Размер базовой части трудовой пенсии с учетом индексации с 1 августа 2005 года: |
|
1) без применения районного коэффициента, централизованно установленного к заработной плате рабочих и служащих; |
954 рубля |
2) с применением районного коэффициента (1,5 средний коэффициент) |
1 431 рубль |
Средний размер увеличения пенсии |
477 рублей |
Дополнительные расходы на реализацию законопроекта в расчете на: |
|
1) месяц (477 руб. х 608 тыс. человек); |
290 млн. рублей |
2) год (290 млн. рублей х 12 месяцев) |
3 480 млн. рублей |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.