Заключение Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 319908-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " и Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
(обновленное)
Проект федерального закона N 319908-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предусматривает применение районного коэффициента к базовой части трудовой пенсии по старости лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и имеющим страховой стаж соответственно не менее 15 и 20 лет, независимо от их места жительства за пределами этих районов и местностей. При этом, если на новом месте жительства размер районного коэффициента к заработной плате установлен в меньшем размере, чем по последнему месту работы, размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом большего по величине районного коэффициента. Законопроект внесен в целях повышения пенсионного обеспечения граждан, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно финансово-экономическому обоснованию на реализацию законопроекта потребуется 3,5 млрд. рублей в расчете на год.
Правительство Российской Федерации возражает против законопроекта, т.к. его принятие нарушает концепцию Федерального закона от 29 ноября 2003 года N 154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", который в целях возмещения дополнительных материальных затрат в связи с проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установил для граждан государственную компенсацию в форме применения районного коэффициента к базовой части трудовой пенсии. В связи с тем, что размер базовой части трудовой пенсии не зависит ни от уплаты страховых взносов, ни от заработной платы, определяемой с учетом районного коэффициента, то при выезде граждан из районом Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ее размер не может определяться с учетом районного коэффициента. Кроме того, законопроект не содержит нормы, определяющие источники и порядок финансировании новых расходов федерального бюджета.
Внесенный законопроект был предметом рассмотрения Комитета 22 сентября 2006 года, однако с этого времени произошли изменения в пенсионном законодательстве.
В целях повышения пенсионного обеспечения северян 1 декабря 2007 года был принят Федеральный закон N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1.12.2007 г. N 312-ФЗ), предусматривающий увеличение с 1 января 2008 года размера базовой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности для граждан, имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин и проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, соответственно на суммы, эквивалентные 50 и 30 процентам, независимо от времени ее назначения и места проживания пенсионера.
В то же время данный законопроект, подготовленный до принятия указанного Федерального закона, не учитывает внесенные им изменения и не соответствует концепции Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ). Кроме того, вводимые законопроектом нормы не корреспондируются с содержанием п. 4.11 ст. 14 и п. 2.7 ст. 15 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, предусматривающих применение районного коэффициента к базовой части трудовой пенсии только для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в законопроекте не определено понятие "соответствующий районный коэффициент", в связи с чем не понятно, районный коэффициент какого размера должен применяться к базовой части трудовой пенсии.
Принимая во внимание вышеизложенные замечания по законопроекту, Комитет не находит оснований для его принятия.
В то же время Комитет отмечает, что установление с 1 января 2008 года повышенного размера базовой части трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, независимо от места проживания, не решает в полном объеме существующей проблемы. Увеличение размера базовой части трудовой пенсии не распространяется на лиц, имеющих необходимый "северный" и страховой стаж и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены в централизованном порядке районные коэффициенты в размере соответственно 1,5 и выше; 1,3 и выше, а это северные районы, в которых существуют экстремальные природно-климатические условия. Нетрудоспособное население из таких районов не переезжает в более благоприятные по условиям проживания регионы страны, т. к. при выезде у такой категории пенсионеров размер базовой части трудовой пенсии будет снижен. Подобное положение создает негативную демографическую ситуацию в северных субъектах Российской Федерации. В то же время содержание одного пенсионера обходится бюджету северных территорий в 2-3 раза дороже, чем в центральных районах страны. Комитет просит принять во внимание изложенное и учесть при корректировке пенсионной реформы.
Председатель Комитета |
В.Н. Пивненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.