Заключение Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Федерального Собрания РФ от 4 октября 2006 г. N 3.24-09/529
на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Комитет рассмотрел проект федерального закона N 319908-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", внесенный в Государственную Думу Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Рассматриваемый проект разработан в целях повышения пенсионного обеспечения граждан, которые внесли наибольший вклад в освоение и развитие районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и по каким-либо причинам покидают эти районы и местности.
Речь идет о лицах, указанных в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым пенсия назначается ранее достижения общеустановленного возраста: мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
По действующему законодательству всем гражданам, выезжающим за пределы северных регионов, прекращается учет районных коэффициентов при расчете базовой части пенсии. В законопроекте предлагается для указанной выше категории пенсионеров сохранить порядок определения размера базовой части трудовой пенсии с учетом соответствующих установленных Правительством Российской Федерации районных коэффициентов независимо от места их жительства за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Это согласуется с концепцией нормы, установленной статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (абзац 14 пункта 2), а также и с нормами действовавшего до 1 января 2002 года Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Кроме того, в законопроекте предлагается гражданам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и переехавшим на новое место жительства, где к заработной плате установлен районный коэффициент в меньшем размере, чем по последнему месту работы этих граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определять размер базовой части трудовой пенсии с учетом большего по величине районного коэффициента, чем действующий в данном районе (местности).
Предлагаемое повышение базовой части пенсии указанной категории пенсионеров явится по существу не дополнительным расходом государства, а лишь частичным возвратом того, что в свое время государством было получено от результатов труда этих людей, поскольку все платежи по налогам и пенсионному страхованию пенсионеров осуществлялись с их заработков, учитывающих районные коэффициенты. Сегодня каждый работник районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отчисляет в Пенсионный фонд в два раза больше средств, чем в среднем по России, а пенсию при выезде за пределы Севера получает наравне с жителями центральных регионов России. По непонятным причинам районный коэффициент применяется к пенсиям северян, проживающих в северных районах, как мера, повышающая их прожиточный минимум, а не как законный платеж за отработанный стаж в северных условиях.
Необходимо особо подчеркнуть значение предлагаемого законопроекта для оздоровления социально-экономического положения северных регионов, сохранение при выезде за их пределы повышенной с учетом районного коэффициента пенсии позволит устранить психологически оправданное стремление нетрудоспособных людей во избежание потери части пенсии остаться жить в северных регионах. Хорошо известно, что содержание и развитие социально-бытовой инфраструктуры в расчете на каждого живущего на Севере обходится значительно дороже, чем те относительно небольшие суммы, которые будут выплачиваться в составе пенсии при выезде пенсионеров из этих районов. Одновременно это дало бы возможность в связи с выездом пенсионеров больше привлекать для работы на Севере молодых, энергичных людей с предоставлением им необходимого жилья, высвобождающегося при выезде лиц нетрудоспособного возраста.
Таким образом, законопроект является социально оправданным и экономически обоснованным. С его принятием будет частично восстановлена справедливость в отношении людей, которые своим трудом в ущерб здоровью осваивали богатства Севера, за счет которых во многом и сейчас развивается экономика и социальная сфера страны.
Вместе с тем нужно отметить, что сумма дополнительных расходов, приведенная в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, рассчитана без учета проведенной в 2006 году индексации размера базовой части трудовой пенсии, поэтому реальные затраты федерального бюджета на реализацию данного законопроекта будут выше заявленной суммы.
Комитет поддерживает законопроект, внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Председатель комитета |
Г.Д. Олейник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.