Заключение Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 11 февраля 2008 г. N 3.10-16/84
на проект федерального закона N 493006-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части особенной процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций) - вносит Государственная Дума Ставропольского края
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в пункт 2 статьи 1, в статью 168 и в § 3 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Действующий закон выявил практически негативные стороны банкротства сельскохозяйственных организаций, установленный порядок банкротства не влечет оздоровления этих хозяйств, а способствует их ликвидации и скупки принадлежащей им собственности за бесценок. Указанный закон наделил неконтролируемыми полномочиями арбитражных управляющих, не предусмотрев их ответственность за результаты деятельности. Этот закон не определяет четкие признаки преднамеренного банкротства. Пользуясь этим, представители частного бизнеса вступают в сговор с руководителями сельскохозяйственных организаций и в обход членов своих хозяйств преднамеренно проводят процедуру банкротства даже экономически сильных сельскохозяйственных организаций. В тоже время правоохранительные органы из-за нечеткости формулировок закона не могут принять своевременные меры воздействия на процедуру банкротства.
По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в настоящее время более чем к 3,5 тысячам сельскохозяйственных организаций применена процедура банкротства. Тем самым подорвана в целом экономическая основа агропромышленного комплекса, продовольственная безопасность страны, на селе появились тысячи безработных, увеличился отток сельскохозяйственной рабочей силы в другие отрасли народного хозяйства.
Применяя в настоящее время Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" к сельскохозяйственным организациям, зачастую борьба бизнесменов ведется главным образом за выкуп земель по низким ценам и дальнейшая ее реализация для получения прибыли любой ценой. Порой процедурой банкротства образованы новые сельскохозяйственные организации, которые заново банкротятся и их земельные наделы переходят от одного арендатора к другому по нескольку раз, что приводит к истощению плодородия этих земель. Помимо отмеченного, в далекой сельской глубинке, да и в центральной полосе не используется всего по России свыше 34 млн. гектаров пашни, которая зарастает мелколесьем, кустарником и становится бесхозной.
В целях дальнейшего предотвращения банкротства сельскохозяйственных организаций, миграции сельского населения, сохранения рабочих мест в сельских поселениях и увеличения объемов производства продукции сельского хозяйства Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам считает необходимым предусмотреть особые меры, смягчающие социально-экономические последствия банкротства в сельском хозяйстве, требующих законодательного регулирования. Прежде всего, регулированию подлежит вопрос соблюдения прав граждан в отношении земельной собственности в процессе банкротства. Сельскохозяйственные угодья в подавляющем большинстве случаев находятся в паевой собственности граждан, собственнические права оформлены пока недостаточно хорошо, что зачастую приводит к утрате гражданами своей собственности в ходе перехода прав на сельскохозяйственные организации.
Другой проблемой банкротства в сельском хозяйстве является создание условий для привлечения потенциальных инвесторов, которые бы позволили сохранить предприятия - банкроты как целостные хозяйствующие объекты и продолжили функционирование на данной территории. Это важно и с социальной, и с бюджетной точки зрения: большинство сельскохозяйственных организаций обусловливают и уровень доходов, и уровень социально-экономического развития, и даже морально-психологическую ситуацию в соответствующем населенном пункте.
Издержки государства по реабилитации затронутой территории могут оказаться несопоставимо более высокими, чем расходы на привлечение частных инвесторов при банкротстве сельскохозяйственных товаропроизводителей. Наконец, когда не находится инвестора для предприятия-банкрота и его ликвидация оказывается неизбежной, то и в этом случае необходимо создание условий по максимально возможному сохранению его ресурсов в сельскохозяйственном производстве.
Меры по решению затронутых проблем в предлагаемом законопроекте весьма радикальны и не могут быть поддержаны.
Председатель Комитета |
В.П. Денисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.