Письмо Правительства РФ от 25 марта 2008 г. N 1315п-П12
"Заключение на проект федерального закона N 381225-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов", внесенный в Государственную Думу Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации"
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в статью 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающие установление внесудебного порядка взыскания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, подлежащих уплате в Фонд, независимо от размеров причитающихся к уплате сумм.
В настоящее время внесудебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов предусмотрен в отношении сумм, не превышающих 5 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и 50 тыс. рублей - для юридических лиц.
В соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога, пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, производится по решению налогового органа независимо от размеров причитающихся к уплате сумм.
Согласно законопроекту территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается наделить одинаковыми полномочиями с налоговыми органами по внесудебному взысканию обязательных платежей и применению финансовых санкций, чем обеспечивается создание единого правового механизма привлечения к ответственности в системе обязательного пенсионного страхования с сохранением существующих гарантий судебной защиты интересов страхователей.
При этом необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации установлены особенности взыскания недоимки и применения финансовых санкций в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и учреждений, финансируемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые не нашли отражение в законопроекте.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Предусмотренное законопроектом исключение пункта 4 из статьи 25 упомянутого Федерального закона предполагает распространение на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, общего (внесудебного) порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, что, по мнению Правительства Российской Федерации, неправомерно.
Исполнение судебных актов на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Так, согласно пункту 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 14 статьи 25.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Вместе с тем пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации лицевыми счетами являются счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку бюджетные средства бюджетных учреждений отражаются на лицевых счетах бюджетных учреждений, ведение которых осуществляет Федеральное казначейство, внесудебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не может быть применен к бюджетным учреждениям.
В связи с чем представляется необходимым включить в законопроект положение, предусматривающее осуществление взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и с учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в судебном порядке.
Также требуется корректировка положений Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части установления соразмерных сроков для принятия руководителями территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации решений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов и сроков обращения решений к исполнению, а также согласование указанных сроков со сроками, предусмотренными нормами Налогового кодекса Российской Федерации для принятия налоговыми органами решений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов и обращения решений к исполнению, что позволит обеспечить единообразный подход законодателя по данному вопросу.
Кроме того, необходима юридико-техническая доработка законопроекта.
В частности, в статье 2 законопроекта дано неправильное наименование Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
На основании изложенного Правительством Российской Федерации проект федерального закона может быть поддержан при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 25 марта 2008 г. N 1315п-П12 "Заключение на проект федерального закона N 381225-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов", внесенный в Государственную Думу Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был