Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
по проекту федерального закона N 470293-4 "О внесении изменений в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части дополнения перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности), внесенному депутатом Государственной Думы Б.Л. Резником
В Комитете Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 470293-4 "О внесении изменений в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части дополнения перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности), внесенный депутатом Государственной Думы Б.Л. Резником.
Пунктами 1 и 2 статьи 1 рассматриваемого законопроекта предлагается дополнить части 2 и 3 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) положениями, в соответствии с которыми в собственности соответственно поселений и муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении и имущество, предназначенное для организации и осуществления мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью.
Перечень имущества, установленный статьей 50 Федерального закона, определяет конкретные виды имущества, предназначенные для решения вопросов местного значения. При этом органы местного самоуправления муниципального образования вправе самостоятельно решать какие объекты муниципальной собственности в пределах указанного перечня необходимы им для решения соответствующих вопросов местного значения.
Данный подход обусловлен необходимостью реализации принципа минимизации объема и состава находящегося в муниципальной собственности имущества с целью его эффективного использования. При этом статья 50 Федерального закона не предполагает необходимости наличия имущества для решения всех вопросов местного значения, а лишь для решения тех вопросов местного значения, когда целесообразно закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления соответственно за муниципальными предприятиями или муниципальными учреждениями.
Кроме того, определение в Федеральном законе ограниченного перечня муниципального имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения поселений и муниципальных районов (городских округов), необходимо для обоснованного разделения муниципального имущества между указанными видами муниципальных образований.
Вместе с тем, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4 части 1 статьи 50 Федерального закона в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ).
Наряду с этим, в настоящее время на основании изменений, внесенных в Федеральный закон законами о разграничении полномочий между уровнями публичной власти (Федеральные законы от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ) в собственности поселений (или муниципальных районов) может находиться имущество библиотек поселений (имущество межпоселенческих библиотек). Таким образом, перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности и использоваться для работы с детьми и молодежью, расширен.
Важно отметить, что работа с детьми и молодежью носит многогранный характер и реализуется при решении органами местного самоуправления ряда вопросов местного значения в различных сферах деятельности муниципальных образований - образовании, здравоохранении, культуры, организации досуга, физкультуры и спорта и других.
При этом в собственности муниципальных образований на основании пунктов 7-8, 10 части 2 и пунктов 7, 8, 12, 17, 18 части 3 статьи 50 Федерального закона может находиться соответствующее имущество - имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время; имущество библиотек; имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта и т.д.
Следовательно, на основании пункта 4 части 8 статьи 85 Федерального закона указанное имущество не подлежит перепрофилированию или приватизации до 1 января 2009 года.
Вместе с тем, указанные объекты собственности используются для предоставления общественных услуг не только молодежи и детям, но и другим гражданам в целях наиболее полного охвата населения и эффективного использования имущества.
Федеральным законом не установлена обязанность органов местного самоуправления по созданию муниципальных предприятий и учреждений в целях организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью. Деятельность органов местного самоуправления может выражаться в содействии функционированию существующих организаций или созданию организаций в иных организационно-правовых формах.
На основании вышеизложенного рассматриваемый законопроект не может быть рекомендован для принятия его Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.