Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
"По проекту федерального закона N 379555-4 "О внесении изменений в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части дополнения перечня имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, определенными видами имущества в соответствии с перечнем вопросов местного значения соответствующих муниципальных образований), внесенному Государственным Советом Республики Коми
В Комитете Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 379555-4 "О внесении изменений в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части дополнения перечня имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, определенными видами имущества в соответствии с перечнем вопросов местного значения соответствующих муниципальных образований), внесенный Государственным Советом Республики Коми.
Пунктами 1 и 2 статьи 1 рассматриваемого законопроекта предлагается дополнить части 2 и 3 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) положениями, в соответствии с которыми в собственности соответственно поселений и муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для решения ряда вопросов местного значения, для которых в настоящее время не предусмотрено соответствующее имущество.
Это, в частности, имущество, предназначенное для библиотечного обслуживания населения и комплектования библиотечных фондов библиотек поселений и муниципальных районов (межпоселенческих библиотек), имущество, предназначенное для осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселений (межселенных территориях), имущество, предназначенное для развития сельскохозяйственного производства и создания условий для развития малого предпринимательства.
В настоящее время на основании изменений, внесенных в Федеральный закон законами о разграничении полномочий между уровнями публичной власти (Федеральные законы от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ) в собственности поселений (или муниципальных районов) может находиться имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства), имущество библиотек поселений (имущество межпоселенческих библиотек). Таким образом, часть предложений авторов данной законодательной инициативы реализована.
Перечень имущества, установленный статьей 50 Федерального закона, определяет конкретные виды имущества, предназначенные для решения вопросов местного значения. При этом органы местного самоуправления муниципального образования вправе самостоятельно решать какие объекты муниципальной собственности в пределах указанного перечня необходимы им для решения соответствующих вопросов местного значения.
Данный подход обусловлен необходимостью реализации принципа минимизации объема и состава находящегося в муниципальной собственности имущества с целью его эффективного использования. При этом статья 50 Федерального закона не предполагает необходимости наличия имущества для решения всех вопросов местного значения, а лишь для решения тех вопросов местного значения, когда целесообразно закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления соответственно за муниципальными предприятиями или муниципальными учреждениями.
Кроме того, определение в Федеральном законе ограниченного перечня муниципального имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения поселений и муниципальных районов (городских округов), необходимо для обоснованного разделения муниципального имущества между указанными видами муниципальных образований.
Вместе с тем, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4 части 1 статьи 50 Федерального закона в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ).
Законопроектом предлагается включить в пункт 1 части 2 статьи 50 Федерального закона имущество, предназначенное для установки указателей с названиями улиц и номеров домов.
Это дополнение представляется излишним, поскольку существующая формулировка данного пункта "имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения" позволяет органам местного самоуправления иметь в том числе и имущество, используемое для установки указателей.
Законопроектом также предлагается дополнить части 2 и 3 статьи 50 Федерального закона нормами, предполагающими, что в собственности поселений и муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для обеспечения (или создания условий для обеспечения) жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Обосновывается это предложение необходимостью сохранения муниципальных унитарных предприятий и учреждений для оказания вышеназванных услуг населению.
Однако это позволит иметь в муниципальной собственности объекты рыночной инфраструктуры, что противоречит концепции Федерального закона и может препятствовать развитию малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях. Кроме того, сохранение муниципальных унитарных предприятий и учреждений для оказания этих услуг населению, как правило, не целесообразно в связи с необходимостью создания конкурентной среды в целях повышения качества и обеспечения достаточного объема услуг. Вместе с тем, предоставленная Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" возможность сохранения в муниципальной собственности имущества, предназначенного для развития малого и среднего предпринимательства, которое особенно часто используется в сферах связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в основном решает данную проблему.
На основании вышеизложенного рассматриваемый законопроект не может быть рекомендован для принятия его Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.