Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 22 марта 2007 г. N 3.9-91/4
по проекту федерального закона N 379555-4 "О внесении изменений в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части дополнения перечня имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, определенными видами имущества в соответствии с перечнем вопросов местного значения соответствующих муниципальных образований) - внесен Государственным Советом Республики Коми
Комитет по собственности рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки целью законопроекта является устранение несоответствия между перечнем вопросов местного значения, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и перечнем необходимого для их решения органам местного самоуправления имущества, определенного Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, из текста законопроекта следует, что в муниципальной собственности могут быть не только здания, строения и сооружения в которых осуществляется соответствующие виды хозяйственной деятельности, но и непосредственно имущество, с помощью которого такая деятельность осуществляется.
Комитет по собственности считает, что предлагаемые Государственным Советом Республики Коми изменения подходов к организации местного самоуправлении в Российской Федерации в части наделения органов местного самоуправления имуществом по всем вопросам местного значения противоречат базовым принципам административной реформы, а потому не могут быть поддержаны.
В соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, а следовательно и к функциям органов местного самоуправления относится создание условий для обеспечения жителей муниципальных образований конкретными услугами, развития, сохранения, использования или осуществления тех или иных видов деятельности. Однако из этих правовых норм не вытекает необходимость нахождения в муниципальной собственности соответствующего имущества, так как указанные виды предпринимательской деятельности, как торговля, общественное питание, социально-бытовое обслуживание, жилищное строительство, сельскохозяйственное производство или малое предпринимательство могут успешно осуществляться индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями и соответствующее имущество должно находится в собственности граждан - индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Отнесение соответствующего имущества к муниципальной собственности повлечет за собой необходимость дополнительных расходов местных бюджетов на содержание такого имущества, а также будет ограничивать развитие конкуренции в указанных сферах бизнеса.
Комитет по собственности считает необходимым напомнить, что основополагающим принципом реформирования отношений собственности в Российской Федерации, озвученным Президентом Российской Федерации и реализуемым Правительством Российской Федерации в рамках проводимой административной реформы, является наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления всех уровней власти исключительно тем имуществом, которое необходимо им для исполнения закрепленных за ними соответствующих публичных полномочий. При этом первоочередной задачей в отношении сохраняемого в государственной и муниципальной собственности имущества является повышение эффективности его использования с обеспечением оптимального уровня расходов на управление им.
Именно указанный принцип лег в основу концепции реформирования структуры органов местного самоуправления в Российской Федерации, реализованной в Федеральном законе N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности, в статье 50 "Муниципальное имущество", согласно которой муниципальные образования различного уровня могут иметь в своей собственности только определенное имущество (перечень видов которого является закрытым), необходимое им для решения конкретных вопросов местного значения. Все остальное имущество признается "коммерческим" и подлежит перепрофилированию путем изменения его целевого назначения либо отчуждению из муниципальной собственности.
Следует также отметить юридическую неопределенность используемого в законопроекте общего критерия "имущество, предназначенное для ...". Непонятно - кто будет определять перечень такого имущества, так как в принципе под упомянутую категорию можно подвести любые виды имущества.
С учетом вышеизложенного, Комитет по собственности не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 379555-4 "О внесении изменений в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.