Пояснительная записка
к законопроекту "О передаче технологий"
Досье на проект федерального закона
Законопроект "О передаче технологий" направлен на реализацию положений пункта 5 статьи 1546, пункта 2 статьи 1547, статьи 1549 и статьи 1551 главы 77 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вводимой в действие с 1 января 2008 года.
Законопроект будет регулировать отношения в области распоряжения правами на единые технологии (далее - технологии), принадлежащие полностью или частично Российской Федерации и (или) субъектам Российской Федерации, с целью их практического применения (внедрения).
Российской Федерации принадлежит право на созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета технологию в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 1546 ГК РФ, а субъекту Российской Федерации - в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 1546 ГК РФ.
В целях обеспечения вовлечения указанных прав в гражданский оборот и практического применения (внедрения) технологий ГК РФ обязывает Российскую Федерацию и (или) субъект Российской Федерации отчуждать права на технологии лицам, заинтересованным во внедрении технологий и обладающим реальными возможностями для их внедрения (п. 1 ст. 1547 ГК РФ).
Особенности распоряжения правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации, должны определяться законом о передаче федеральных технологий (п. 5 ст. 1546 ГК РФ).
Вместе с тем, согласно положениям п. 2 статьи 1547 ГК РФ порядок проведения конкурса или аукциона по отчуждению Российской Федерацией и (или) субъектами Российской Федерации прав на технологию, а также случаи и порядок передачи Российской Федерацией и (или) субъектами Российской Федерации права на технологию без проведения конкурса или аукциона должны регулироваться законом о передаче технологий.
С учетом этого подготовлен единый правовой акт, охватывающий нормативное регулирование передачи технологий, созданных за счет или с привлечением как средств федерального, так и региональных бюджетов, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий - проект федерального закона "О передаче технологий".
В законопроекте предлагается:
- установить правила распоряжения правами на федеральные технологии и технологии, принадлежащие субъектам Российской Федерации;
- определить понятие "передача технологий", согласно которому под передачей технологии будет пониматься и отчуждение прав, и их передача по лицензионному договору;
- определить случаи, когда распоряжение правами будет осуществляться по договору об отчуждении прав или по лицензионному договору;
- определить в соответствии с положениями ст. 1550 ГК РФ условия передачи права на часть технологии (то есть на отдельные результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав технологии);
- наделить государственных заказчиков полномочиями по распоряжению от имени Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации правами на технологии путем организации конкурсов или аукционов, передачи прав на технологии без проведения конкурса или аукциона, заключения договоров с лицами, приобретающими права на технологии;
- определить порядок распоряжения правами на технологии, принадлежащие совместно Российской Федерации и (или) субъектам Российской Федерации и другим лицам (лицу, организовавшему создание технологии (исполнителю), инвесторам).
Законопроект в соответствии с п. 5 ст. 1546, ст. 1547 устанавливает порядок отчуждения Российской Федерацией и (или) субъектом Российской принадлежащих им прав на технологии. Приоритетным является отчуждение прав на технологию по конкурсу. При невозможности передачи технологии на конкурсной основе (в частности, если конкурс объявлен несостоявшимся), передача технологии должна осуществляться в результате проведения аукциона. При этом конкурсы и аукционы по общему правилу являются открытыми. Передача технологий на закрытом конкурсе или аукционе допускается лишь в тех случаях, когда сведения о технологии составляют государственную тайну.
Законопроект регулирует процедуру проведения конкурсов и аукционов, устанавливает существенные условия договоров о передаче технологий (договоров об отчуждении прав на технологию и лицензионных договоров), среди которых - обязанность внедрения технологии в практическую деятельность, а также определяет случаи и порядок передачи прав на технологию без проведения конкурсов и аукционов.
Законопроект в соответствии с п. 3 ст. 1547 ГК РФ определяет порядок реализации исполнителем, которым было организовано создание технологии, преимущественного права на заключение с Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации договора о приобретении права на технологию.
Законопроект также в целях стимулирования доведения созданных за счет средств бюджета технологий до стадии практического применения предусматривает возможность заключения и существенные условия особого вида соглашений - соглашения о проведении дополнительных работ, направленных на доведение разработанной технологии до стадии практического применения, а также устанавливает порядок проведения конкурсов на выбор лица, с которым будет заключено соглашение о проведении дополнительных работ, направленных на доведение технологии до стадии практического применения.
В соответствии с соглашением о проведении дополнительных работ, направленных на доведение технологии до стадии практического применения, исполнитель обязуется проводить дополнительные работы, направленные на доведение разработанной технологии до стадии практического применения, лицо, заинтересованное во внедрении технологии, обязуется осуществлять финансирование этих работ в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением, а лицо, осуществляющее распоряжение правом на технологию, обязуется по завершении работ, направленных на доведение технологии до стадии практического применения, заключить с лицом, заинтересованным во внедрении технологии, договор о передаче этому лицу права на технологию на условиях, определяемых соглашением.
Также законопроект определяет условия распоряжения правами на технологии, совместно принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и иным лицам. Отношения, связанные с правами на технологии, принадлежащие совместно нескольким лицам, регламентируются статьей 1549 ГК РФ. Положения указанной статьи, касающиеся порядка распоряжения правами Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации на технологию, созданную с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации и средств других инвесторов, требуют дополнительного законодательного урегулирования, т.к. в них отсутствуют правовые нормы, определяющие условия совместного осуществления прав на технологии, созданные с привлечением бюджетных средств, что негативно отразится на процессе их практического применения с участием частного бизнеса.
Законопроект исходит из того, что его нормы о распоряжении правами на технологии на конкурсной основе или в результате проведения аукциона по правилам законопроекта будут применяться, только если доля Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в финансировании создания технологии составляет не менее 50%, и при этом все остальные правообладатели отказались от реализации своего первоочередного права на приобретение технологии в полном объеме. Законопроект определяет порядок осуществления данного первоочередного права и устанавливает, что лицу, являющемуся совладельцем и реализовавшему такое право, предоставляется отсрочка на выплату лицензионного вознаграждения или вознаграждения за отчуждение права на технологию на срок не менее одного года. Это обусловлено тем, что лицу, уже принявшему участие в финансировании создания технологии и приобретающему право на технологию в полном объеме, для практического применения этой технологии потребуется в начальный период освоения технологии дополнительное вложение средств.
При этом законопроект определяет лицо, уполномоченное от имени всех правообладателей распоряжаться правом на технологию, принципы распределения доходов между правообладателями от распоряжения правом на технологию (пропорционально доле каждого правообладателя в финансировании создания технологии, если иное не предусмотрено соглашением правообладателей).
В случае, если доля Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в финансировании создания технологии составляет менее 50%, условия и порядок передачи прав на технологию, распределения дохода от передачи технологий между правообладателями определяются по соглашению правообладателей.
Также законопроект определяет процедурные особенности механизма передачи права на технологию гражданского назначения, созданную за счет или с привлечением бюджетных средств, для использования на территориях иностранных государств
В настоящее время условия экспорта технологий гражданского назначения, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств, предусмотренные ст. 1551 ГК РФ, законодательно не урегулированы.
Передача прав на технологии гражданского назначения для использования за рубежом допускается с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств. При соблюдении указанного условия договор о передаче технологий должен быть зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Законопроект устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации соответствующих сделок, а также определяет, что порядок государственной регистрации таких сделок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
Принятие федерального закона "О передаче технологий" обеспечит завершение процесса законодательного регулирования в России процессов закрепления, распределения и распоряжения правами, упорядочит отношения в сфере результатов интеллектуальной деятельности, даст импульс для активизации передачи технологий в экономику и, в конечном итоге, обеспечит развитие национальной сферы инноваций.
Реализация данного федерального закона не потребует выделения дополнительного финансирования, в том числе из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О передаче технологий"
Принятие проекта федерального закона "О передаче технологий" не потребует увеличения или выделения дополнительных средств из федерального бюджета или предоставления дополнительных налоговых льгот.
Расходы, связанные с реализацией федерального закона "О передаче технологий", будут осуществляться органами государственной власти Российской Федерации (субъектов Российской Федерации), выступающими государственными заказчиками по государственным контрактам на разработку новых технологий, в пределах их полномочий, установленных нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в рамках бюджетного планирования их деятельности.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О передаче технологий", в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм данного законопроекта
Для реализации законопроекта "О передаче технологий" потребуется принятие постановлений Правительства Российской Федерации по утверждению:
требований к системе, обеспечивающей электронную форму участия в конкурсе (аукционе) на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию или лицензионного договора в отношении единой технологии;
примерных форм договоров о передаче технологий (договоров об отчуждении прав на технологии, лицензионных договоров) и соглашения о проведении дополнительных работ, направленных на доведение технологии до стадии необходимого практического применения;
порядка выплаты авторских вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав технологии;
порядка получения согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств на передачу права на технологию гражданского назначения для ее использования на территории иностранных государств, а также перечня сведений, необходимых для доказательства невозможности самостоятельного внедрения этой технологии лицом, которому принадлежит право на единую технологию, или передачи права на нее третьим лицам для использования на территории Российской Федерации.
Кроме того, потребуется принятие распоряжения Правительства Российской Федерации по определению сайта в сети Интернет для размещения извещений о проведении конкурсов (аукционов) на право заключения договора об отчуждении права на технологию или лицензионного договора в отношении единой технологии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.