Заключение Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям от 13 мая 2008 г. N 6-1
по законопроекту N 48384-5 "О передаче технологий", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 48384-5 "О передаче технологий" (далее - законопроект) является попыткой частичного решения правовыми средствами одной из главных проблем российской экономики - проблему внедрения (практического применения) результатов интеллектуальной деятельности, которая является ключевым фактором инновационного развития страны, а также повышения эффективности использования государственных средств, вкладываемых в развитие научной деятельности. Несмотря на обобщенное название "О передаче технологий", законопроект касается лишь одного нового правоохраняемого объекта - единой технологии, введенного в правоприменительную практику частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Законопроект актуален и должен восполнить существенный пробел в действующем законодательстве, создавая правовые условия ("нормативное регулирование передачи технологий") для реального функционирования формируемой национальной инновационной системы. По замыслу разработчиков закон должен обеспечить правовое регулирование взаимодействия субъектов инновационного процесса, ответственных за создание, правовую охрану, передачу и коммерциализацию результатов научно-технической деятельности (РНТД) - единых технологий, которые созданы за счет или с привлечением средств федерального и региональных бюджетов, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.
В результате принятия законопроекта предполагается установить более тесную связь науки, которая должна стать сектором экономики, "производящим" новые знания и наукоемкие технологии, с реальным сектором экономики (промышленностью), который должен стать их "потребителем", с целью обеспечения внедрения и производства конкурентоспособных продуктов. Такое взаимодействие будет содействовать инновационному развитию экономики России.
Отсутствие реально функционирующих института интеллектуальной собственности и инновационной системы, обеспечивающей хозяйственное освоение нематериального результата научных исследований, в настоящее время поставило Россию на место в мировых инновационных процессах, неадекватное имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу.
Отмечая важность и актуальность законопроекта "О передаче технологий" для инновационного развития страны и решения проблемы внедрения результатов научных исследований, созданных на средства государства, в ходе его рассмотрения в Государственной Думе целесообразно учесть следующее.
1. Законопроект "О передаче технологий" имеет ограниченную сферу действия, так как регламентирует передачу только единых технологий (реализация положений пункта 5 статьи 1546, пункта 2 статьи 1547, статьи 1549 и статьи 1551 главы 77 части четвертой ГК РФ), создаваемых на средства или с привлечением средств госбюджета, не касаясь регулирования (и стимулирования!) передачи технологий вообще.
Вероятно, объем лицензионной торговли едиными технологиями будет небольшим в силу их специфической сущности (уникальности) и исходя из того, что практика передачи прав на технологии на основе лицензионных соглашений вообще пока не стала действенной формой распространения новейших результатов научных исследований. Следует учитывать, что единая технология - сложный (комплексный) объект, включающий результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и др.) и не подлежащие правовой охране (информация), которые при этом должны принадлежать РФ или субъекту РФ.
Для справки. По данным Роспатента на 2007 г.: Российской Федерации принадлежало 230 действующих патентов; общее количество зарегистрированных договоров о передаче прав на объекты интеллектуальной собственности составило всего 2852 договора (1178 лицензионных договоров и 1674 договоров об уступке патента), из которых доля договоров государственных предприятий, вузов, НИИ и КБ (передающая сторона), составила всего 8%*(1).
Ограниченная сфера деятельности данного законопроекта делает актуальной разработку дополнительного законопроекта, который обеспечил бы формирование и функционирование системы коммерциализации РНТД в целом.
2. Как было сказано выше, понятие "единая технология" является новым понятием в гражданском праве и пока является объектом дискуссий среди специалистов. Практика его применения отсутствует. Нам не известны аналогичные нормы права и практика их применения в законах других стран.
3. Передача технологий объективно увязана с созданием технологий и состоянием их правовой охраны. Эффективность реализации данного закона будет зависть от того, станет ли институт интеллектуальной собственности реальной основой инновационных процессов. Интеллектуальная собственность является важным экономическим ресурсом, который при эффективном управлении процессами правовой охраны и коммерциализации научных исследований, может и должен стать реальным фактором экономического развития.
Сможет ли законопроект в случае его принятия оказать качественное влияние на то, чтобы конкретные научные учреждения в реальных рыночных условиях создавали не абстрактные результаты научно-технической деятельности, а конкурентоспособные объекты интеллектуальной собственности (технологии), адекватные требованиям отечественного и мирового рынков, обеспечивали их правовую защиту в России и иностранных государствах, патентную чистоту, и обеспечивали тесное взаимодействие с промышленностью по внедрению технологий или создание на их основе новых инновационных предприятия, заключение лицензионных соглашений на использование интеллектуальной собственности, помощь во внедрении и т.п.
4. Для обеспечения реализации законопроекта необходимо принятие, мер по созданию, развитию и функционированию специализированной инфраструктуры, обеспечивающей выполнение работ (услуг) в области интеллектуальной собственности и передачи технологий, соответствующей современным требованиям и обеспеченной необходимыми ресурсами, в первую очередь профессиональными кадрами*(2).
Учитывая, что решение таких проблем относится к сфере ответственности государства*(3), целесообразно дополнить Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О передаче технологий". Для реализации законопроекта потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации "О создании, ресурсном обеспечении, развитии и взаимодействии подразделений (центров) по интеллектуальной собственности и передаче (трансфере) технологий".
5. Вызывают тревогу заложенные в законопроекте дополнительные административные барьеры в процедуре передачи технологий путем организации государственными заказчиками конкурсов или аукционов, учитывая то, что даже свободное заключение обычных лицензионных договоров пока достаточно редкое явление и пока нет ажиотажного спроса на технологии, а рынок коммерчески значимой интеллектуальной собственности развит недостаточно.
Нам не известна аналогичная практика аукционов и конкурсов на передачу прав на уже готовые технологии в иностранных государствах.
6. Одним из главных факторов мировой экономики становится глобализация, которая объективно влияет на российскую экономику, что должно приниматься во внимание при формировании ее инновационной системы и соответствующего законодательства.
Учитывались ли при разработке законопроекта мировые тенденции в развитии инновационных систем с тем, чтобы он позволил гармонично вписаться в мировую правовую и экономическую практику и обеспечить формирование таких правовых и экономических отношений, которые оказали бы позитивное воздействие на инновационное развитие российской экономики как части мировой экономики?
Прогноз инновационного развития России, разработанный российскими учеными*(4), отмечает, что особенностью инновационных процессов в первой половине XXI в. является то, что "они будут происходить в условиях глобализации, формирования единого, но дифференцированного по странам и цивилизациям глобального научно-технологического, социально-экономического и экологического пространства, при перенесении центра тяжести в принятии радикальных технологических и экономических решений с национального на глобальный надгосударственный уровень".
7. Из текста законопроекта остается неясным, что явится мотивацией и стимулированием создания единой технологии для исполнителя (научной организации) и научных работников, учитывая, что в соответствии со статьей 16 законопроекта "доходы, полученные Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации в результате передачи права на технологию, поступают в доход соответствующего бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации", а порядок выплаты авторских вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав технологии, будет определяться Правительством Российской Федерации?
На основании вышесказанного, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям поддерживает концепцию проекта федерального закона N 48384-5 "О передаче технологий", призванного правовым путем решить одну из главных проблем российской экономики - проблему внедрения результатов интеллектуальной деятельности, рекомендует его к принятию в первом чтении, и подчеркивает необходимость его серьезной доработки в ходе подготовки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.А. Черешнев |
______________________________
* (1) Доли договоров физических лиц - 36 и негосударственных организаций - 56%.
* (2) В большинстве стран мира в университетах, исследовательских центрах и промышленных фирмах созданы специализированные офисы по лицензированию (трансферу) технологий (Technology Licensing Offices - TLO, Technology Transfer Office* - TTO). Их опыт показывает, что основой эффективности комплекса "от фундаментальных исследований до промышленного использовании" является отлаженный организационно-правовой механизм, ключевым элементом которого является управленческие инфраструктуры, обеспечивающие практическую реализацию политики, управления и процедур в области интеллектуальной собственности и коммерциализации технологий. Так, закон Бэя-Доула США (1980), который заложил основу системы передачи технологий, дал толчок для инвестирования непосредственно в развитие таких офисов, что качественно изменило деятельность университетов и фирм по коммерциализации результатов научных исследований и привлечению новых инвестиций (Douglas W. Jamison, Christina Jansen. Technology Transfer and Economic Growth. "Journal of Association of University Technology Managers", 2000, Vol. XII, p. 34 - 35.) и дало быстрый экономический эффект, благодаря чему университетская система США стала одним из основных источников новых технологий и крупным лицензиаром.
* (3) К полномочиям органов государственной власти РФ относятся: ... охрана прав интеллектуальной собственности; формирование единых систем стандартизации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими (ст. 12. Полномочия органов государственной власти РФ... в области формирования и реализации государственной научно-технической политики ФЗ "О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1998 N 111-ФЗ, от 17.12.1998 N 189-ФЗ, от 03.01.2000 N 41-ФЗ, от 29.12.2000 N 168-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2005 N 76-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 04.12.2006 N 202-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ).
*(4) Ю.В. Яковец, Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 года с учетом мировых тенденций. Инновации. 2005, N 1, с. 44 - 53.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.