Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 мая 2008 г. N вн. 2.2-1/2050
по проекту федерального закона N 48384-5 "О передаче технологий", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Подготовка рассматриваемого законопроекта основывается на положениях главы 77 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, см. пункт 5 статьи 1546 и пункт 2 статьи 1547), в которых, однако, по разному именуется закон, к которому дается отсылка ("закон о передаче федеральных технологий"- пункт 5 статьи 1546 и "закон о передаче технологий" - пункт 2 статьи 1547 ГК РФ).
В этой связи следует обратить внимание и на положения пункта 5 статьи 1240 ГК РФ о том, что правила, установленные в отношении "сложного объекта" (к которым отнесена и единая технология), применяются в отношении единых технологий, созданных за счет или с привлечением средств федерального бюджета, тогда как в статье 1543 ГК РФ указывается, что правила главы 77 ГК РФ применяются к единым технологиям, созданным за счет или с привлечением средств как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий. В связи с этим полагаем, что необходима также корректировка названных положений.
В главе 77 ГК РФ идет речь о распоряжении "правом" на "единую технологию". В наименовании законопроекта и по тексту говорится о передаче технологий (статьи 2, 4, часть 5 статьи 5, статьи 6, 8, 10 и др.), о передаче (приобретении) права на технологии (статьи 1, 7, 8, 13, 15 - 17 и др.), о распоряжении правом на технологии (статьи 1, 2, 9, 10, 15 и др.). Полагаем, что в законопроекте следует четко определить объект предлагаемого регулирования с тем, чтобы не отождествлять "единую технологию", являющуюся результатом научно-технической деятельности, с объектом права собственности, регулирование которого осуществляется в рамках иного института гражданского права. Обращаем также внимание, что согласно ГК РФ (пункт 4 статьи 129) результаты интеллектуальной деятельности не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случае и в порядке, которые установлены ГК РФ.
В законопроекте (статья 2 и др.) нет достаточной ясности в вопросе о том, о распоряжении какими "правами на технологии" идет речь. В то же время ГК РФ (статьи 1226, 1229 и др) предусмотрено, что к числу отчуждаемых прав относится исключительное (имущественное) право на охраняемый результат интеллектуальной деятельности.
Полагаем, что неправомерно отождествлять (статья 1 законопроекта) "единую технологию" (как "сложный объект", статья 1240 ГК РФ) и "часть единой технологии" (условно малой технологии в составе единой технологии), которая может иметь самостоятельное значение и использоваться независимо от иных частей единой технологии. Одновременно положения статьи 14 законопроекта о праве на часть единой технологии, имеющей самостоятельное значение, следует соотнести с положениями статьи 1240 ГК РФ и пункта 3 статьи 1542, так как в статье 14 отсутствует упоминание о том, что право на использование всех составляющих частей "сложного объекта" переходит к лицу, организовавшему его создание.
Законопроект (статья 1) ведет речь о единых технологиях, в том числе военного и специального назначения (см. также статью 1546 ГК РФ). Следует учесть, что результаты интеллектуальной деятельности в этой сфере, как правило, охраняются секретными патентами (статьи 1401 - 1405 ГК РФ), а распоряжение исключительным правом на секретные изобретения осуществляется с соблюдением законодательства о государственной тайне. В законопроекте по существу предусмотрены единые требования к конкурсам и аукционам (см. части 2, 4 статьи 4, части 4, 7 статьи 5, часть 9 статьи 8). Однако согласно Закону Российской Федерации "О государственной тайне" (статья 17) передача сведений, составляющих государственную тайну, организациям осуществляется в разрешительном порядке, предусмотренном данной статьей, и при наличии у организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности.
Нуждаются в уточнении функции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации как участников гражданско-правовых отношений по распоряжению правами на единую технологию, которыми сведены в основном к их передаче этих прав на основе конкурсов и аукционов.
В отличие от конкурсов на поставки товаров на контрактной основе, где исполнителю оплачивается его работа (услуги), реализация права на единую технологию с обязанностью ее внедрения по плану, предусмотренному договором, требует больших финансовых вложений. И с этой точки зрения возможность участия государства в поддержке (финансировании) лиц, приобретающих право на единую технологию и обязываемых ее внедрить (пункты 2, 3 части 2 статьи 10 законопроекта) (предоставлении этим лицам определенных налоговых, таможенных и иных льгот) могло бы ускорить процесс внедрения единых технологий. Не ясно также, могут ли в регулируемых отношениях участвовать государственные корпорации, которые действуют в целях содействия реализации государственной политике, и которым напрямую федеральными законами предоставлено право финансировать создание и внедрение технологий (см., например, часть 1 статьи 3, пункт 6 части 3 статьи 3, статью 7 Федерального закона от 23.11.07 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии", часть 3 статьи 3 и часть 1 статьи 20 Федерального закона от 19.07.07 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий").
В дополнительном обсуждении нуждается предусмотренный законопроектом механизм "распоряжения правами на единую технологию", принадлежащими Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, и соотнесении его с положениями статьи 1373 ГК РФ, из которой следует, что исключительные права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, принадлежат организации (исполнителю), выполняющей контракт, если контрактом не предусмотрено, что эти права принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик), либо совместно исполнителю и соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (см. также статью 1543 ГК РФ. Согласно законопроекту преимущество в приобретении права на единую технологию отдается тому же исполнителю.
Согласно законопроекту (статья 2) к числу лиц, осуществляющих распоряжение от имени государства правами на единую технологию, и организаторам конкурсов и аукционов отнесены органы государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации (см. также пункты 7, 8 статьи 3 законопроекта, где речь идет об органах исполнительной власти), что требует согласования с положениями статьи 125 ГК РФ о том, кто может представлять интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в гражданских правоотношениях (см. по аналогии также статью 4 Федерального закона от 21.07.05 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" о том, кто может выступать в качестве госзаказчика).
В законопроекте имеется непоследовательность в наименовании договоров (идет речь о договорах о передаче технологий и о договорах об отчуждении права на технологию (например, статьи 4, 5, 6, 8, 10, 11). Не ясно, в каких случаях договор о передаче права на единую технологию является безвозмездным, поскольку в законопроекте содержится общая отсылка к случаям, установленным законодательством Российской Федерации (см.часть 1 статьи 8, часть 5 статьи 10).
Согласно законопроекту (часть 7 статьи 8) государство (в лице уполномоченных органов) принимает решение о прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (уплату пошлин), если никто не изъявил желание приобрести "право на технологию", что требует согласования с положениями части 3 статьи 1542, части 2 статьи 1544 ГК РФ., поскольку не учтено, что обладателю единой технологии может передаваться не только исключительные права в полном объеме, но и право на использование результатов интеллектуальной деятельности на основе лицензионных договоров.
Положения законопроекта в части процедуры проведения конкурсов и аукционов требуют согласования с положениями ГК РФ (статьи 447-449). Так, например согласно пункту 5 статьи 448 ГК РФ, если предметом торгов является право на заключение договора, то в извещении должен быть указан предоставляемый для этого срок, а срок для заключения договора по итогам конкурса или аукциона исчисляется с момента завершения торгов и подписания протокола (см. часть 4 статьи 5, часть 8 статьи 4 законопроекта).
В законопроекте (статья 9) идет речь о заключении соглашения о проведении "дополнительных работ", направленных на доведение технологий до стадии необходимого практического применения. Не ясно, с кем оно должно заключаться, порядок финансирования этих "дополнительных работ", имеется ли в виду проведение дополнительно опытно-конструкторских и технологических работ, и почему в этом случае не идет речь о подрядных договорах на проведение таких работ.
Из положений статьи 18 законопроекта не ясно, какие участники отношении и за какие деяния должны нести ответственность, что затруднит реализацию этих положений на практике.
Согласно части 2 статьи 16 законопроекта порядок выплаты вознаграждений авторам результата интеллектуальной деятельности, входящей в состав технологии, определяется Правительством Российской Федерации. Однако в настоящее время (пункт 7 статьи 1373 и пункт 4 статьи 1370 ГК РФ) выплата вознаграждений осуществляется на договорной основе.
Отсутствуют переходные положения, в связи с чем не ясно, будет ли распространяться предлагаемое регулирование на "единые технологии", созданные после принятия закона или и на ранее созданные технологии, с учетом того, что статус такого объекта (единая технология) определяется в части четвертой ГК РФ, которая введена в действие с 1 января 2008 года.
По законопроекту имеются и иные замечания, в том числе касающиеся юридической техники его исполнения, которые передаются в рабочем порядке.
И.о. начальника |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.