Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ Пятого созыва
по проекту федерального закона N 427880-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" (в части отнесения к вопросам местного значения ведения похозяйственных книг), внесенному депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, А.Н. Хайруллиным, В.Л. Горбачевым, В.П. Войтенко, а также Л.М. Рудиковой, В.А. Дубовиком, К.Ж. Давлетовой, Е.Е. Блохиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Проектом федерального закона N 427880-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" (в части отнесения к вопросам местного значения ведения похозяйственных книг), внесенным депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, А.Н. Хайруллиным, В.Л. Горбачевым, В.П. Войтенко, а также Л.М. Рудиковой, В.А. Дубовиком, К.Ж. Давлетовой, Е.Е. Блохиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, предлагается отнести к вопросам местного значения муниципальных образований всех типов (статьи 14 - 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), а также к полномочиям органов местного самоуправления (статья 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) ведение похозяйствеиных книг для учета личных подсобных хозяйств. Также предлагается определить в статье 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" перечень сведений, включаемых в похозяйственные книги.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
1. Действующая редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ относит к вопросам местного значения, то есть вопросам обеспечения жизнедеятельности населения, решаемым населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность, содействие и создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельхозпродукции. Конкретные полномочия по решению вопроса местного значения могут быть установлены, в том числе, и уставом муниципального образования с учетом исторических и иных местных традиций. В рамках решения указанного вопроса местного значения может быть принято решение и о ведении похозяйственных книг. В тоже время, следует учитывать, что справки жителям муниципального образования (в частности, для подтверждения происхождения доходов, не подлежащих налогообложению в порядке, установленном статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации), могут быть выданы и при отсутствии похозяйственных книг, например, по результатам осмотра с выходом на место.
Внесение в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ изменений, предлагаемых в рассматриваемом законопроекте (статья 1) повлечет обязательность ведения похозяйственных книг во всех муниципальных образованиях, независимо от особенностей экономического развития территории, что представляется нецелесообразным.
2. В соответствии с частью 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, является, в том числе, "выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги. Однако наличие или отсутствие актуальных похозяйственных книг в муниципальных образованиях не влияет на применение данной нормы, поскольку ее действие распространяется только на земельные участки, предоставленные исключительно до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то есть до 30 октября 2001 года. При этом Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ допускает подтверждение факта предоставления земельного участка и иными документами.
3. Содержащаяся в пояснительной записке к законопроекту аргументация необходимости ведения похозяйственных книг для возмещения из бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, Комитетом не разделяется. Порядок возмещения указанных средств устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации (на период 2008 - 2010 годов - Постановлением от 29 декабря 2007 года N 999). Приведение положений федеральных законов в соответствие с правовым актом, имеющим меньшую юридическую силу, а тем более носящим временный характер, не согласуется с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 4, 115).
4. Действующее законодательство не содержит указания на иные цели ведения похозяйственных книг, кроме получения гражданами тех или иных преимуществ (освобождение от налогов, получение субсидий). Следовательно, граждане сами заинтересованы в добровольном сообщении сведений, необходимых для ведения похозяйственных книг. Поскольку персональные данные в такой ситуации будут собираться и обрабатываться с согласия субъекта персональных данных, положения Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" не могут являться препятствием для определения порядка ведения похозяйственных книг Правительством Российской Федерации, как это и предусмотрено действующей редакцией статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ. В такой ситуации внесение дополнений в указанную статью (статья 2 законопроекта) представляется избыточным.
5. Понятие "похозяйственная книга" было введено в законодательство Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 26 января 1934 года N 185 "О первичном учете в сельских советах". Ведение сельскими (поселковыми) Советами народных депутатов похозяйственных книг было предусмотрено частью 3 статьи 9 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Однако данный закон утратил силу с 17 июня 2003 года.
В нынешней правовой ситуации все сведения, которые могут быть включены в нехозяйственную книгу, уже накапливаются и обрабатываются (или потенциально могут быть собраны) в различных информационных системах. Так сведения об объектах недвижимости в содержаться# в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данные о скоте могут быть собраны государственной ветеринарной службой Минсельхоза России в ходе ежегодного бесплатного ветосмотра (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ). Таким образом, самостоятельного значения похозяйственные книги в значительной степени лишены.
6. Комитетом при содействии Всероссийского совета местного самоуправления получена информация о практике ведения похозяйственных книг в 290 муниципальных образованиях 23 субъектов Российской Федерации.
Анализ поступивших материалов показывает, что в подавляющем большинстве муниципальных образований (280, 96,6%) похозяйственные книги в настоящее время ведутся. Это подтверждает выводы Комитета об отсутствии правовых препятствий для ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления.
Вместе с тем только 25 муниципальных образований (8,6%) указали на связь похозяйственных книг с решением такого вопроса местного значения как содействие в развитии сельскохозяйственного производства. Главным образом, похозяйственные книги используются для учета населения и земельных ресурсов в целях накопления статистических и архивных данных, упорядочения адресов и др. При этом похозяйственные книги ведутся на все домовладения, а не только на те из них, которые участвуют в сельскохозяйственном производстве. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что похозяйственные книги в современных условиях практически утратили значение инструмента учета деятельности личных подсобных хозяйств по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (значение, предусмотренное Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ).
В связи с этим Комитет полагает целесообразным вывод из правового оборота института похозяйственных книг, учитывающих только подсобные хозяйства, с переходом на всесторонний учет и анализ информации обо всех аспектах жизни и деятельности муниципального образования (например, путем создания и эксплуатации геоинформационных систем). Преимущество электронного учета и обработки различных показателей с использованием современных программных продуктов, в том числе, для комплексного планирования, подтверждается соответствующим выбором почти 30% муниципальных образований (80 из опрошенных).
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не поддерживает принятие проекта федерального закона N 427880-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" (в части отнесения к вопросам местного значения ведения похозяйственных книг), внесенного депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, А.Н. Хайруллиным, В.Л. Горбачевым, В.П. Войтенко, а также Л.М. Рудиковой, В.А. Дубовиком, К.Ж. Давлетовой, Е.Е. Блохиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, в представленной редакции, предлагает субъектам права законодательной инициативы изменить текст законопроекта с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении, а также официальном отзыве Правительства Российской Федерации, и направить его на имя Председателя Государственной Думы для перевнесения в соответствии с положениями Регламента Государственной Думы Российской Федерации.
Председатель |
B.C. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.