Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
За последние годы предпринят ряд мер, направленных на повышение уровня жизни населения.
Федеральным законом N 54-ФЗ от 20 апреля 2007 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ" минимальный размер оплаты труда был повышен с 1 сентября 2007 года до 2 300 руб. в месяц, то есть более чем в 2 раза по сравнению с 2006 годом (1 100 руб. в месяц).
По состоянию на 1 апреля 2008 года в 45 субъектах Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом региональными соглашениями приняты более высокие стандарты заработной платы по сравнению с минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законом. При этом в 21 субъекте Российской Федерации минимальная заработная плата была установлена на уровне регионального прожиточного минимума трудоспособного населения.
Это способствовало росту средней заработной платы в 1,27 раза с 10 633,9 рубля в 2006 году до 13 527 рублей в 2007 году. Соотношение между средней заработной платой и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения увеличилось до 322%, сократилась численность населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума с 15,3% в 2006 году до 13,7% населения в 2007 году.
В то же время, в 2007 году в Российской Федерации доходы ниже величины прожиточного минимума имели 19,0 млн. человек.
Все еще сохраняется и значительная дифференциация доходов между наиболее бедными и наиболее обеспеченными группами населения. В 2007 году она составила 16,8 раза, а дифференциация по заработной плате 22 раза.
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" предлагается повысить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года до 4 330 руб. в месяц, т.е. установить его на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 4 квартале 2007 года, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 347.
Предлагаемое законопроектом повышение в 1,88 раза минимального размера оплаты труда, который является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников, будет способствовать повышению доходов беднейших групп населения и в связи с этим значительному сокращению численности населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, снижению дифференциации в доходах различных категорий работников.
Кроме того, повышение минимального размера оплаты труда приведет к сокращению теневых выплат работникам, что будет способствовать повышению защиты их трудовых прав, прав на пенсионное обеспечение и социальное страхование.
Значительное повышение минимального размера оплаты труда будет способствовать росту фонда оплаты труда и, соответственно, росту отчислений во внебюджетные фонды.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Законопроектом предлагается установить с 1 января 2009 года величину минимального размера оплаты труда в размере 4330 рублей в месяц или на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 4 квартал 2007 года, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 347.
На реализацию законопроекта в 2009 году необходимо предусмотреть дополнительно 30 млрд. рублей в федеральном бюджете и 90 млрд. рублей в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.