Письмо Правительства РФ от 1 мая 2008 г. N 1933п-П11
"Заключение на проект федерального закона N 349848-4 "Технический регламент на масложировую продукцию", внесенный членами Совета Федерации В.Г. Завадниковым, С.А. Шуваловым, С.Ф. Лисовским, принятый Государственной Думой в первом чтении с названием "Специальный технический регламент "О масложировой продукции, ее производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации" 14 июня 2007 г., и подготовленный ко второму чтению"
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект разработан в соответствии с требованиями Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) и устанавливает обязательные требования к масложировой продукции, к процессам ее производства, перевозки и хранения.
При этом ряд положений законопроекта требуют доработки.
Как следует из наименования законопроекта, рассматриваемым проектом федерального закона должны устанавливаться требования к масложировой продукции.
Вместе с тем согласно статье 3 законопроекта объектами технического регулирования рассматриваемого законопроекта являются: масложировая продукция, выпущенная в обращение на территории Российской Федерации и процессы производства, перевозки и хранения масложировой продукции.
В этой связи, наименование законопроекта необходимо соотнести с предметом его правового регулирования.
Пункт 3 части 2 статьи 3 законопроекта следует исключить в связи с тем, что законопроектом не раскрывается понятие "другая пищевая и непищевая масложировая продукция".
В части 4 статьи 4, устанавливающей основные понятия и идентификационные признаки объектов технического регулирования, следует:
абзац первый после слов "животных жиров" дополнить словами "пищевого назначения";
дополнить понятием "масло экструзионное - масло, получаемое экструзией подготовленного масличного сырья";
в пункте 1 и пункте 3 уточнить определения терминов "масло растительное" и "масло растительное экстракционное", указав весь аспект применения данной продукции и использования маслосодержащего сырья;
в пункте 4 из определения термина "масло растительное нерафинированное" исключить слова ", но не прошедшее полного цикла операций по рафинации или совокупности некоторых из них", при этом необходимо учитывать, что исключаемые слова относятся к технологическому процессу получения масла растительного нерафинированного и более конкретно определяют данный термин;
в пункте 5 определение термина "масло растительное вымороженное" после слов "масло растительное" дополнить словами "очищенное от взвеси" и уточнить понятием "рафинированное" или "нерафинированное", поскольку "масло растительное нерафинированное вымороженное" должно быть очищено от взвеси, а "масло растительное рафинированное дезодорированное вымороженное " должно быть очищено от восков;
пункты 24 и 25 объединить, введя термин "жиры специального назначения, в том числе кулинарные, кондитерские, хлебопекарные";
в пункте 32 определение термина "соус на основе растительных масел" следует заменить на общепринятый термин "салатная приправа", соответственно внеся изменения по тексту законопроекта, и изложить в следующей редакции:
"салатная приправа - продукт, приготовленный на основе одного или нескольких пищевых растительных масел, воды, подкислителей, загустителей, стабилизирующих, ароматизирующих и других вкусовых компонентов, с добавлением одного или несколько ингредиентов из ассортимента специй, пряностей, трав, овощей, фруктов, грибов, орехов в виде кусочков и (или) порошка, придающих характерную направленность вкуса, и применяемая в качестве приправы к различным блюдам";
пункты 33 - 35 необходимо исключить в связи с введением определения термина "салатная приправа", при этом следует иметь в виду, что в определениях соусов (высокожирных, среднежирных, низкожирных) указываются различное содержание жировой фазы в конечном продукте, что одновременно является идентификационным признаком и информационным признаком для потребителя по процентному содержанию жира в готовом продукте и его пищевой ценности;
в пункте 36 определение термина "майонез" следует уточнить, заменив слова "воды с добавлением" словами "яичных продуктов, воды с добавлением (или без) молочных и/или растительных белков", поскольку яичные продукты являются одним из сырьевых компонентов для производства майонеза;
в пункте 37 определение термина "крем на растительных маслах" следует заменить на термин "майонезный соус", соответственно внеся изменения по тексту законопроекта, и изложить в следующей редакции:
"майонезный соус - сметанообразный эмульсионный продукт, приготовленный из пищевого растительного масла или масел, эмульгирующих и стабилизирующих компонентов и загустителей, одного или нескольких подкисляющих ингредиентов, специй и (или) пряностей, и (или) измельченных овощных, фруктовых или других наполнителей, вкусовых, ароматизирующих и других пищевых добавок".
Положения статьи 5 законопроекта, как следует из ее наименования, устанавливают правила идентификации объектов технического регулирования.
Вместе с тем, положения статьи 5 законопроекта содержат отсылочные нормы и не устанавливают правил идентификации.
Вызывает сомнение достаточность проведения идентификации масложировой продукции только посредством визуальной проверки (часть 4 статьи 5 законопроекта).
Кроме того, положение части 5 статьи 5 законопроекта, определяющее, что "масложировая продукция, не отвечающая требованиям настоящего Федерального закона по показателям идентификации, должна изыматься из оборота" не соответствует Закону о техническом регулировании, поскольку идентификация является одним из сопутствующих действий при оценке соответствия.
Аналогичные замечания относятся к статье 7 законопроекта.
Наименование главы 2 законопроекта необходимо привести в соответствие с ее содержанием.
Так, в главе 2 законопроекта, как следует из ее наименования, должны содержаться положения, устанавливающие требования, предъявляемые к объектам технического регулирования.
При этом глава 2 законопроекта не содержит требований к объектам технического регулирования, определенным статьей 3 законопроекта, а устанавливает требования безопасности к упаковке (статья 9 законопроекта), требования к маркировке пищевой масложировой продукции (статья 10 законопроекта), требования к маркировке непищевой масложировой продукции (статья 11 законопроекта).
В части 1 статьи 7 законопроекта следует исключить количественные показатели массовой доли жира для продуктов сложного состава, так как данные показатели используются в их определениях.
В пункте 1 части 1 статьи 7 следует уточнить массовую долю жира для масел растительных.
Пункт 3 части 1 статьи 7 законопроекта в целях идентификации для спредов следует дополнить подпунктом "г" следующего содержания:
"температура плавления жировой фазы не более 36°С".
Пункт 10 части 1 статьи 7 законопроекта в целях идентификациии для майонезов следует дополнить подпунктом "б" следующего содержания:
"содержание яичных продуктов".
В связи с тем, что юридическая техника оформления законодательного акта должна обеспечивать удобство для пользования и правильного применения законов, необходимо объединить положения статей 5 и 7 законопроекта и в общем виде прописать правила идентификации объектов технического регулирования для целей применения законопроекта.
В части 1 статьи 9 законопроекта и далее по тексту законопроекта положения, касающиеся сохранности качества, следует исключить, поскольку Законом о техническом регулировании не предусмотрено установление такого требования.
В пункте 1 части 4 статьи 10 законопроекта следует учесть, что наименование масла растительного должно соответствовать наименованию сырья, из которого оно изготовлено, и предложение "Для смесей растительных масел допускается применение наименования "Растительное масло" или фирменное наименование" необходимо исключить в целях исключения введения в заблуждение потребителей.
По пункту 10 части 8 статьи 10 законопроекта следует отметить, что пищевую ценность продукта на транспортной упаковке целесообразно указывать только для пищевой продукции, не упакованной в потребительскую тару. Информация о пищевой ценности продукта должна совпадать на транспортной, потребительской упаковках и в сопроводительных документах.
Глава 3 законопроекта содержит положения, не относящиеся к предмету его правового регулирования (сфере применения), определенному в статье 2 законопроекта. Например, статья 15 законопроекта (требования к воде, используемой при производстве пищевой масложировой продукции), статья 16 законопроекта (требования к продовольственному сырью, используемому при производстве пищевой масложировой продукции), статья 17 законопроекта (требования к зданиям (объектам) и помещениям, в которых осуществляется процесс производства пищевой масложировой продукции), статья 18 законопроекта (требования к оборудованию и инвентарю, используемым в процессе производства пищевой масложировой продукции), статья 19 законопроекта (требования по обращению с отходами производства), статья 20 законопроекта (требования к персоналу, занятому в процессе производства пищевой масложировой продукции), статья 24 законопроекта (реализация пищевой масложировой продукции непромышленного изготовления).
Таким образом, положения статей 15 - 20 и 24 следует исключить.
Частью 1 статьи 27 законопроекта предусматривается две схемы декларирования соответствия: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств и принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Однако согласно пункту 1 статьи 20 Закона о техническом регулировании схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.
Таким образом, установление для одного вида продукции схем декларирования соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, не отвечает целям подтверждения соответствия.
Часть 2 следует# статьи 27 законопроекта следует исключить, поскольку установление для отдельных видов продукции схем декларирования соответствия на основании собственных доказательств не отвечает целям подтверждения соответствия.
Пункт 2 части 6 статьи 27 законопроекта следует привести в соответствие с частью 3 статьи 27 в части наличия у заявителя собственной испытательной лаборатории. Также в данном пункте следует указать перечень продукции, относящейся к "остальной масложировой продукции".
Пункт 3 части 6 статьи 27 законопроекта следует исключить.
Частью 8 статьи 27 законопроекта предусматривается при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, наличие в доказательных материалах заявителя "сертификата системы менеджмента качества (безопасности)", что не соответствует части 3 и 4 статьи 24 Закона о техническом регулировании.
Часть 9 статьи 27 необходимо исключить, так как статьей 24 Закона о техническом регулировании не предусмотрено использование в качестве доказательных материалов "сертификата менеджмента качества".
В части 11 статьи 27 законопроекта слова "и нормативно-технической документации" следует исключить, так как в соответствии с Законом о техническом регулировании декларация о соответствии удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технического регламента.
Положения части 2 статьи 30 законопроекта целесообразно привести в соответствие с частью 11 статьи 7 Закона о техническом регулировании.
В приложении 1 к законопроекту в требования безопасности пищевой масложировой продукции для масел растительных из семян крестоцветных (в том числе для масла рапсового, горчичного) следует включить показатель содержания эруковой кислоты не более 5 процентов.
В приложении 3 к законопроекту следует включить требования безопасности к мылу хозяйственному.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учета указанных замечаний.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 1 мая 2008 г. N 1933п-П11 "Заключение на проект федерального закона N 349848-4 "Технический регламент на масложировую продукцию", внесенный членами Совета Федерации В.Г. Завадниковым, С.А. Шуваловым, С.Ф. Лисовским, принятый Государственной Думой в первом чтении с названием "Специальный технический регламент "О масложировой продукции, ее производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации" 14 июня 2007 г., и подготовленный ко второму чтению"
Текст письма официально опубликован не был