Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 15
Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагается упорядочить процедуру передачи органами местного самоуправления поселений осуществления части своих полномочий по реализации вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), органам местного самоуправления муниципального района.
Право органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения о передаче осуществления части своих полномочий органам местного самоуправления муниципального района предоставлено частью 4 статьи 15 Федерального закона. Однако все полномочия органов местного самоуправления поселений регулируются статьями 14 и 14.1 Федерального закона. Данным законопроектом предлагается дополнить статью 14 новой частью 3, в которой органам местного самоуправления поселений предоставляется право заключать соглашения и определяется порядок их заключения.
Абзац первый новой части 3 статьи 14 содержит те же положения, что и абзац первый части 4 статьи 15 Федерального закона, и дополняется лишь рекомендацией органам местного самоуправления поселений осуществлять передачу полномочий по реализации вопроса местного значения в целом, а не его части. Это связано с тем, что органы местного самоуправления по-разному понимают норму о возможности передачи осуществления части полномочий. Конкретный вопрос местного значения можно разделить на несколько относительно самостоятельных полномочий и передачу их осуществлять выборочно. Например, вопрос местного значения по созданию условий для организации досуга и обеспечению жителей поселения услугами организаций культуры делится на два полномочия: "создание условий для организации досуга населения" и "обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры". Полномочие по обеспечению жителей поселений услугами организаций культуры по соглашению вместе с объектами культуры (дома культуры, клубы и другие) и другими материальными и финансовыми средствами передаются муниципальному району, а остальные вопросы организации досуга населения реализуются поселением. Однако организовать полноценный досуг населения без объектов культуры и соответствующих финансовых средств органы местного самоуправления поселения не смогут. Аналогично объединены полномочия по большинству вопросов местного значения и разрывать их, по нашему мнению, является нецелесообразным.
Во втором абзаце новой части 3 уточняется порядок заключения соглашений и их содержание. Принципиально важным считаем уточнение срока заключения соглашений и срока его действия. Учитывая, что соглашения должны предусматривать и субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений в бюджет муниципального района на реализацию преданных полномочий, то данные соглашения должны заключаться после утверждения местного бюджета, но до начала очередного финансового года. Срок действия таких соглашений не должен быть менее календарного года. Несоблюдение этих сроков может привести к тому, что определенный период времени данные полномочия не будут осуществляться вообще, в результате чего население муниципального образования не получит определенный объем необходимых ему услуг.
В связи с дополнением статьи 14 Федерального закона частью 3 возникает необходимость абзац первый статьи 15 признать утратившим силу. Таким образом, часть 4 статьи 15 будет регулировать лишь права органов местного самоуправления муниципального района на передачу осуществления части своих полномочий органам местного самоуправления поселений, что полностью соответствует наименованию и содержанию данной статьи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзац первый статьи 15" следует читать "абзац первый части 4 статьи 15"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Председатель |
В.А. Бекетов |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Председатель |
В.А. Бекетов |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие других актов федерального законодательства не потребуется.
Председатель |
В.А. Бекетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.