Заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 33623-5 "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", внесенный Законодательным Собранием Красноярского края
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 33623-5 "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается наделить работников, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения, такими же правами, какие предоставлены государственным инспекторам по охране государственных природных заповедников и национальных парков (статья 34 Закона).
По мнению автора законопроекта, такая поправка необходима в связи с тем, что предоставление названных прав указанной категории работников законами субъектов Российской Федерации противоречит федеральному законодательству.
Однако, по мнению Комитета, представленная редакция пункта 2 статьи 35 не позволяет решить поставленную задачу, так как законопроект в рассматриваемой части не соответствует Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Согласно статьям 8.39, 23.25, 23.29, 27.1, 27.3, 27.10, 28.3 Кодекса составление протоколов и осуществление производства по делам об административных правонарушениях за нарушение правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, а также применение мер обеспечения по делам об административных правонарушениях предоставлено только государственным инспекторам по охране государственных природных заповедников и национальных парков, а также органам, осуществляющим государственный экологический контроль.
Кроме того, предлагаемая законопроектом редакция пункта 2 статьи 35 Закона предусматривает распространение действия указанной части статьи на все категории особо охраняемых природных территорий федерального значения, в то время как рассматриваемая статья касается охраны только территорий природных парков, государственных природных заказников федерального значения. Вопросы охраны государственных природных заповедников и национальных парков регулируются статьями 33 и 34 указанного Закона, в которые автор не вносит изменения.
Законопроектом предлагается также предоставить право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий не только через специально созданные для этого структурные подразделения, но и через учреждения, для чего предлагается дополнить пункт 3 указанной статьи словом "учреждения" после слов "структурные подразделения".
Однако, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 120) учреждение является организацией, созданной собственником для осуществления управленческих и других функций. Именно эти функции выполняют дирекции особо охраняемых природных территорий, в то время как функции контроля и охраны являются государственно-властными полномочиями и должны возлагаться на государственные органы исполнительной власти. Следовательно, законопроект в указанной части не соответствует гражданскому законодательству.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с Федеральными законами N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлены полномочия по созданию и охране особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе своими законодательными актами создавать для управления этими территориями государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации, а для охраны указанных территорий - любые органы или структурные подразделения, наделив их соответствующими полномочиями.
Так, на практике, например, в Республике Алтай, Московской области, г. Москве создаются государственные природоохранные инспекции, специально уполномоченные органы, специальные службы охраны и иные формирования, осуществляющие государственный экологический контроль и надзор за соблюдением установленного режима особой охраны указанных территорий.
Таким образом, Комитет должен отметить, что предлагаемый Законодательным Собранием Красноярского края законопроект в представленной редакции не решает поставленных авторами задач.
На рассматриваемый законопроект по состоянию на 8 мая 2008 года поступили отзывы от 47 субъектов Российской Федерации, из них с учетом требований статьи 26.4 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 5 субъектов Российской Федерации поддержали законопроект.
С учетом вышеизложенного, Комитет не поддерживает проект федерального закона N 33623-5 "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.