Заключение Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 мая 2008 г. N 3.2-15/2
по проекту федерального закона N 406661-4 "О внесении изменений в статьи 45 и 48 Трудового кодекса Российской Федерации" (о заключении и действии соглашений, влекущих дополнительные расходы региональных и местных бюджетов) (внесен Государственным Советом Республики Коми)
Законопроектом предлагается внести дополнения в две статьи Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Предлагаемое дополнение статьи 45 ТК РФ устанавливает, что "Соглашения, не предусматривающие финансирование из соответствующих бюджетов, но принятие которых повлечет увеличение расходов за счет средств соответствующих бюджетов на оплату работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, заключаются при обязательном участии органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.".
Как видно из текста данного предложения, оно содержит внутреннее противоречие. С одной стороны, утверждается, что рассматриваемое соглашение не предусматривает финансирование из соответствующих бюджетов, а с другой стороны, принятие этого же соглашения, оказывается, повлечет увеличение определенных расходов за счет средств соответствующих бюджетов. С точки зрения бюджетного законодательства РФ под финансированием из соответствующего бюджета понимается оплата денежных обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств (см., например, ст. 206.1 БК РФ), т.е. именно обеспечение "расходов за счет средств соответствующих бюджетов".
В связи с указанным представляется, что предлагаемое дополнение ст. 45 ТК РФ является излишним, поскольку в ТК РФ уже имеется норма (часть третья ст. 45 ТК РФ), в соответствии с которой соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
Дополнением статьи 48 Трудового кодекса РФ, предусмотренным законопроектом, предлагается установить, что действие соглашений, заключенных на федеральном уровне, не распространяется на государственные учреждения субъектов Российской Федерации, муниципальные учреждения и другие организации, полностью или частично финансируемые из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если условия соглашений не были согласованы соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления и приводят к дополнительным расходам этих бюджетов.
В то же время, в статье 48 ТК РФ определен (часть третья статьи) перечень лиц, в отношении которых действует заключенное соглашение. В этот перечень входят все работодатели, являющиеся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, работодатели, не являющиеся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, но которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение, либо присоединились к соглашению после его заключения, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
Кроме того, в той же статье указано, что в отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, которые в соответствии со статьей 34 ТК РФ также являются представителями данной категории работодателей.
Таким образом, у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления имеются все необходимые права на то, чтобы участвовать в коллективных переговорах по заключению на федеральном уровне интересующих их соглашений (либо в составе соответствующего объединения работодателей, либо путем передачи этому объединению своих полномочий) и таким образом оказывать влияние на их содержание.
Поэтому предлагаемое Государственным Советом Республики Коми дополнение статьи 48 ТК РФ является излишним.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 22 мая 2007 года (протокол N 245, пункт N 32) законопроект направлялся субъектам права законодательной инициативы, в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для подготовки отзывов, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
На законопроект поступили отзывы от комитетов Совета Федерации по социальной политике, по делам Севера и малочисленных народов и по вопросам местного самоуправления, официальный отзыв Правительства Российской Федерации, отзывы сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, органов законодательной власти и высших исполнительных органов государственной власти 56 субъектов Российской Федерации, а также заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы.
В отзыве Комитета Совета Федерации по социальной политике отмечается отсутствие ясности и определенности положений законопроекта и необходимость его существенной доработки.
Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов отмечает внутреннее противоречие предлагаемого дополнения статьи 45 ТК РФ и не поддерживает законопроект в связи с тем, что содержащиеся в нем положения уже урегулированы в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления в своем решении (без мотивации) поддерживает концепцию законопроекта.
В официальном отзыве Правительства Российской Федерации законопроект не поддерживается.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы подробно рассматривается законопроект, отмечается противоречие формулировки первого из дополнений, а также обращается внимание на то, что в соответствии со статьями 67 и 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации понятия "расходы бюджетов" включают в себя в том числе оплату работ и услуг по государственным и муниципальным контрактам.
Представители сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК) также направили в Комитет свои предложения. В отзыве члена стороны общероссийских объединений профсоюзов - ФНПР концепция законопроекта не поддерживается.
В отзыве представителя стороны общероссийских объединений работодателей - ТПП РФ отмечается внутренняя противоречивость и несогласованность предлагаемых изменений с действующим законодательством и на этом основании законопроект не поддерживается.
В отзыве стороны РТК, представляющей Правительство Российской Федерации, содержатся замечания по противоречивости предлагаемых дополнений, они признаются излишними в связи с наличием в статьях 45, 47 и 48 Трудового кодекса Российской Федерации необходимых норм по регулированию в рамках соглашений указанных авторами отношений.
В согласованных отзывах 3-х субъектов Российской Федерации законопроект не поддерживается, а 8 субъектов РФ - поддерживается.
В отзывах, поступивших из 18 субъектов Российской Федерации отсутствует согласованное мнение по законопроекту, а отзывы, поступившие из 27 субъектов Российской Федерации, отражают точку зрения одного из органов власти.
Законопроект рассмотрен постоянно действующей рабочей группой Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по обобщению правоприменительной практики и подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию трудового законодательства, которая рекомендовала его к отклонению.
В связи с изложенным, Комитет по труду и социальной политике не поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.