Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 469750-4 "О техническом регламенте на кондитерскую продукцию"
Досье на проект федерального закона
Введение
Российский рынок кондитерских изделий один из самых больших в мире и занимает четвертое место после Великобритании, Германии и США. Большая часть продукции - отечественного производства, хотя и с высокой долей импортного сырья.
Производство кондитерской продукции в России в 2006 году составило 2537 тыс. тонн.
Доля импорта готовой кондитерской продукции в 2006 году составила около 9% рынка, а экспорта - примерно 7 процентов.
Большинство кондитерских изделий производится на предприятиях, оснащенных современным технологическим оборудованием с высокой долей импортного оборудования и укомплектовано высококвалифицированным персоналом. Вместе с тем, износ производственного оборудования в целом по отрасли составляет примерно 40 процентов.
Рынок характеризуется довольно высоким уровнем концентрации. Количество предприятий в отрасли около 1500 ед., в том числе примерно 150 ед. крупных и средних специализированных предприятий, произведших 1427 тыс. тонн кондитерской продукции (56,2% общего годового производства).
Большинство ведущих производителей отрасли объединены в Ассоциацию предприятий кондитерской промышленности "АСКОНД". Всего в Ассоциации 50 членов. Доля членов Ассоциации в общем объеме производства свыше 50%, а в объеме производства на специализированных предприятиях - 67 процентов.
Ведущие предприятия отрасли имеют международные сертификаты систем управления качества и рисками. По уровню оснащенности аналитическим оборудованием для контроля сырья и готовой продукции, эти предприятия не уступают лабораториям государственных органов по контролю и надзору, а также испытательных центров органов по сертификации, и в некоторых случаях превосходят их. По итогам 2006 года объем продаж кондитерской продукции в России составил 2600 тыс. тонн.
Объем производства в денежном выражении составляет около 85 млрд. руб. (без НДС) или около 0,3% ВВП. Средняя стоимость продукции (без НДС) составляет 33,5 тыс. руб./тонну. Налоговые платежи в бюджет составляют около 18 млрд. руб. или 0,26% бюджета.
Конечными потребителями кондитерской продукции являются более 100 млн. человек (в том числе дети и диабетики).
Количество работников, занятых в кондитерской отрасли, Составляет примерно 110 тыс. чел.
Основными проблемами рынка кондитерских изделий являются невысокий уровень конкурентоспособности отечественной продукции и устаревшие требования нормативной документации на кондитерские изделия (ГОСТы, ОСТы, ТУ), для решения которых возникла необходимость принятия современного свода требований в виде соответствующего технического регламента.
1. Основание для разработки
Основанием для разработки проекта Федерального закона "О техническом регламенте на кондитерскую продукцию" (далее в тексте Проект) является Федеральный закон "О техническом регулировании" N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.
2. Разработчик Проекта
Проект разработан в инициативном порядке под руководством Ассоциации предприятий кондитерской промышленности "АСКОНД" авторским коллективом Рабочей группы (РГ) в составе представителей следующих организаций и предприятий: Ассоциация "АСКОНД", ГНУ НИИ Кондитерской промышленности (ГНУ НИИКП), Минсельхоза России, ООО "Объединенные кондитеры", ОАО "Красный Октябрь", ОАО "Кондитерский концерн "Бабаевский", ОАО "Кондитерская фабрика имени Н.К.Крупской" (г. Санкт-Петербург), ООО "Нестле Фуд", ООО "Марс" (г. Ступино - 1 Московской обл.), ЗАО "Крафт Фудс Рус", (г. Покров Владимирской обл.) ОАО "Большевик", ОАО "Кондитерская фабрика "Ударница" и ООО "Кешка-сладкоежка" (г. Сургут Тюменской обл.), а также при участии специалистов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) и ГНУ НИИ, питания РАМН. Председатель РГ: Л.Е. Скокан (ГНУ НИИКП), Заместитель председателя РГ: Е.Г. Осыкина (ОАО "Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской").
Контактные реквизиты РГ: Российская Федерация: 125047, Москва, 1-й Тверской-Ямской пер., 18/3, Ассоциация "АСКОНД". Тел.: 8 (499) 978-34-43, (495) 251-72-54, (495) 250 48-43; факс: (495)250-06-88, 251-72-54; электронная почта: ascond@ascond.ru; сайт: www.ascond.ru.
3. Цель и объекты технического регулирования
Анализ ситуации в кондитерской отрасли дает возможность определить цель разработки проекта
Основной проблемой отрасли является невысокий уровень конкурентоспособности кондитерской продукции России на мировом и внутреннем рынке.
Существенными факторами, влияющими на конкурентоспособность, являются:
нестабильное качество изделий, зависящее от:
- качества сырья;
- качества оборудования;
- гигиенического состояния производства;
- профессионального мастерства, т.е. способности работников к эффективному и качественному труду;
- качества упаковки;
- условий хранения и реализации;
- законодательной базы для осуществления всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества;
стоимость изделий, зависящая от:
- стоимости сырья, не производящегося в Российской Федерации (какао-бобы, ореховое сырье, заменители и эквиваленты какао-масла, желирующее сырье: агары, пектины);
- степени защиты внутреннего рынка; самые эффективные меры - устранение импортных пошлин на сырье и установление соответствующих защитных пошлин на готовую продукцию; кондитеры стран Европейского Союза защищены от импорта из третьих стран (уровень пошлин колеблется в пределах 40 - 60%); уровень наших ввозных пошлин установлен в пределах 15% от стоимости товара;
административные "поборы" резко снижающие конкурентоспособность отечественных предприятий; административная рента увеличивает цену товара и оплачивается, в конечном счете, населением, что обостряет и без того существующие социальные проблемы;
устаревшие требования нормативной документации на кондитерские изделия (ГОСТы, ОСТы, ТУ); в документации отсутствуют признаки идентификации изделий и поэтому она не может быть использована для решения вопросов не введения в заблуждение потребителя.
Целью разработки Проекта является создание в системе законов РФ о техническом регулировании технического регламента, устанавливающего обязательные и исчерпывающие требования, обеспечивающие безопасность и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей при производстве и обороте кондитерской продукции.
Объектами технического регулирования в рамках предлагаемого Проекта являются кондитерская продукция, включая процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, технологические средства, гигиену, тару, маркировку и методы анализа.
Коды ОКП: 912000 - Изделия кондитерские сахаристые, включая группы: шоколад, какао и полуфабрикаты на основе сахара и/или его заменителей; 913000 - Изделия кондитерские мучные, включая выпеченные полуфабрикаты.
4. Краткая характеристика Проекта
Проект разработан согласно требованиям ФЗ "О техническом регулировании" и ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании", определяющими порядок разработки технического регламента. Проект учитывает состояние и тенденции в развитии национальной и международной нормативно-правой базы для рассматриваемой группы пищевых продуктов. Основой разработки Проекта являлись основополагающие Федеральные законы, в том числе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О защите прав потребителей", "Об обеспечении единства измерений", действующие в настоящее время стандарты на кондитерскую продукцию (34), а также ряд документов, устанавливающих требования гигиенической безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, в т.ч. санитарные правила и нормы "СанПиН 2.3.2.1078-01", "СанПиН 2.3.2.1293-03" и др.
Значения показателей безопасности кондитерской продукции, установленные в Проекте, практически полностью соответствуют действующим санитарным правилам и нормативам, а в случае для скоропортящейся продукции ужесточены по микробиологическим показателям, что снижает степень риска при потреблении такой продукции.
Проект не содержит требований, отличающихся от предъявляемых к рассматриваемым объектам технического регулирования в настоящее время в Российской Федерации.
Вместе с тем, предлагается введение следующих новых требований: В статье 3 "Основные понятия и идентификационные признаки объектов технического регулирования" главы I "Общие положения" Проекта разработаны идентификационные признаки, являющиеся обязательными, позволяющие обеспечить выполнение Федерального закона "О техническом регулировании" в области предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителя.
В части требований к кондитерской продукции Проект в основном гармонизирован со Стандартами Codex Alimentarius на кондитерскую продукцию, которые являются основополагающими стандартами, применяемыми в международной практике законодательного регулирования производства и оборота кондитерской продукции, в том числе в рамках ВТО. Проект также гармонизирован с Директивой 2000/36/ЕС Европейского Парламента и Совета от 23 июня 2000 г. о какао и шоколадных изделиях, предназначенных для употребления в пищу.
В связи с этим, в Проекте отсутствуют требования контроля органолептических и физико-химических показателей, которые являются обязательными в соответствующей ныне действующей Российской документации на кондитерские изделия.
Существенной проблемой гармонизации требований Проекта с международными стандартами является отсутствие методов контроля идентификационных признаков.
В главе V "Форма и схемы подтверждения соответствия" в статье 17 "Подтверждение соответствия", Проекта устанавливаются форма и схемы подтверждения соответствия кондитерских изделий, основанные на декларировании.
Положения предлагаемого Проекта, отражая путем установления исчерпывающего перечня обязательных требований и согласуя интересы всех участников российского рынка кондитерской продукции, соответствуют целям технического регулирования, установленным ФЗ "О техническом регулировании", обеспечивают необходимые нормы безопасности кондитерской продукции при ее производстве и обороте, создают основу для предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечивая тем самым необходимый уровень защиты прав потребителей и общественного доверия к продукции, направлены на поддержание условий добросовестной конкуренции и защиту интересов производителей и поставщиков высококачественной, подлинной кондитерской продукции, достижения идентификации продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации из зарубежных стран, гармонизацию таможенных правил, благодаря данной возможности.
5. Сведения о публичном обсуждении Проекта
Проект был представлен для публичного обсуждения согласно ФЗ "О техническом регулировании". Уведомление о разработке Проекта опубликовано 4 мая 2005 г. в журнале "Вестник технического регулирования" N 4, апрель 2005 г. Уведомление о завершении публичного обсуждения Проекта опубликовано 31 октября 2005 г. в Приложении N 1 к журналу "Вестник технического регулирования" N 10, ноябрь 2005 г.
В ходе публичного обсуждения в период с 04 мая по 03 сентября 2005 г. Проект был направлен 40 организациям. Было получено 45 замечаний и предложений от 13 организаций, а в ходе общественного слушания в подкомитете по техническому регулированию Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере 20 апреля 2006 г. - еще 38 замечаний и предложений от 4 организаций. По результатам обсуждений на заседаниях Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России от 17 октября 2006 г. было получено 27 замечаний от 5 организаций и повторного от 17 апреля 2007 г. - еще 28 замечаний от 4 организаций.
Общее количество составляет 138 полученных замечаний и предложений от 23 организаций.
В соответствии с поступившими замечаниями Рабочей группой проведена доработка Проекта. Полный перечень замечаний прилагается к настоящей пояснительной записке.
Целесообразность принятия Проекта заключается:
- в снижении уровня рисков связанных с этапами производства, хранения, перевозки реализации и утилизации продукции;
- в сокращении затрат промышленности;
- в снижении стоимости продукции и росте ее потребления;
- в отсутствии дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов.
Принятие законопроекта позволит:
- создать правовую основу кондитерской отрасли, базирующуюся на отечественном и международном опыте и гармонизированную с международным законодательством;
- снять ограничения для технического прогресса в производстве кондитерских изделий и нововведений;
- ликвидировать необоснованные административные барьеры (избыточное ведомственное нормирование, контроль, обязательная сертификация).
Таким образом, принятие ФЗ о ТР КП окажет положительное воздействие на кондитерскую отрасль и экономику в целом. Проект отвечает одновременно как интересам общества, так и субъектов экономической деятельности в лице инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие кондитерской отрасли страны.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О техническом регламенте на кондитерскую продукцию"
Раздел 1. Сфера воздействия ФЗ о ТР КП
Перечень групп, на которые воздействует принятие ФЗ о ТР КП
1. Производители (поставщики) - крупные, средние и мелкие, организации, производящие и поставляющие кондитерскую продукцию.
Российский рынок кондитерских изделий один из самых больших в мире и занимает четвертое место после Великобритании, Германии и США. Большая часть продукции - отечественного производства, хотя и с высокой долей импортного сырья.
Производство кондитерской продукции в России в 2006 году составило 2537 тыс. тонн.
Доля импорта готовой кондитерской продукции в 2006 году составила около 9% рынка, а экспорта - примерно 7 процентов.
Большинство кондитерских изделий производится на предприятиях, оснащенных современным технологическим оборудованием с высокой долей импортного оборудования и укомплектовано высококвалифицированным персоналом. Вместе с тем, износ производственного оборудования в целом по отрасли составляет примерно 40 процентов.
Рынок характеризуется довольно высоким уровнем концентрации. Количество предприятий в отрасли около 1500 ед., в том числе примерно 150 ед. крупных и средних специализированных предприятий, произведших 1427 тыс. тонн кондитерской продукции (56,2% общего годового производства). Из них крупных специализированных (с выпуском продукции от 20 тыс. тонн и выше) - 15 ед., произведших 743 тыс. тонн или 29,3% общего годового производства, в том числе (с выпуском продукции от 20 до 30 тыс. тонн) - 2ед., произведших 57 тыс. тонн или 2,3% общего годового производства; (с выпуском продукции выше 30 тыс. тонн) - 13 ед., произведших 686 тыс. тонн или 27,0% общего производства. Средний выпуск продукции на крупных специализированных предприятиях составляет около 50 тыс. тонн.
Средних специализированных предприятий (с выпуском продукции от 4 до 20 тыс. тонн) - 135 ед., произведших 684 тыс. тонн или 26,9% общего годового производства. Из этих предприятий 111 ед. (с выпуском продукции от 4 до 5 тыс. тонн) произвели 476 тыс. тонн или 18,7% общего годового производства. 24 предприятия (с выпуском продукции от 5 до 20 тыс. тонн) произвели 208 тыс. тонн или 8,2% общего годового производства, в том числе 14 предприятий (с выпуском продукции от 5 до 10 тыс. тонн) произвели 63 тыс. тонн или 2,5% общего годового производства; а 10 предприятий (с выпуском продукции от 10 до 20 тыс. тонн) произвели 145 тыс. тонн или 5,7% общего годового производства. Средний выпуск продукции на средних специализированных предприятиях составляет около 5 тыс. тонн.
Мелких предприятий (с выпуском продукции до 4 тыс. тонн) - 1350 ед., произведших 1110 тыс. тонн или 43,8% общего производства. Средний выпуск продукции на мелких предприятиях составляет около 0,8 тыс. тонн.
Большинство ведущих производителей отрасли объединены в Ассоциацию предприятий кондитерской промышленности "АСКОНД". Всего в Ассоциации 50 членов. Доля членов Ассоциации в общем объеме производства свыше 50%, а в объеме производства на специализированных предприятиях - 67 процентов.
Ведущие предприятия отрасли имеют международные сертификаты систем управления качества и рисками. По уровню оснащенности аналитическим оборудованием для контроля сырья и готовой продукции эти предприятия не уступают лабораториям государственных органов по контролю и надзору, а также испытательным центрам органов по сертификации, и в некоторых случаях превосходят их.
По итогам 2006 года объем продаж кондитерской продукции в России составил 2600 тыс. тонн.
Объем производства в денежном выражении составил около 85 млрд. руб. (без НДС) или около 0,3% ВВП. Средняя стоимость продукции (без НДС) составляет 33,5 тыс. руб./тонну. Налоговые платежи в бюджет составили около 18 млрд. руб. или 0,26% бюджета.
2. Потребители
Конечными потребителями кондитерской продукции России являются более 100 млн. человек (в том числе дети и диабетики).
3. Третьи лица (посредники, складские организации, перевозчики, проектные и научно-исследовательские организации, контрольные и надзорные органы, лаборатории).
4. Работники организаций кондитерской отрасли
Количество работников, занятых в кондитерской отрасли, составляет примерно 110 тыс. чел.
Средняя производительность в кондитерской отрасли - 23 тонн/чел.
Раздел 2. Изменение уровня риска в результате принятия ФЗ о ТР КП
Совокупный эффект от изменения уровня риска, связанного с потреблением, производством кондитерской продукции, а также с ее хранением, утилизацией и т.п., вследствие принятия ФЗ о ТР КП приводится в следующей таблице:
Требования безопасности |
Ужесточение требований |
Требования остаются неизменными |
Требования смягчаются |
К составу кондитерской продукции |
+ |
- |
- |
Санитарно-гигиеническая безопасность |
+ |
- |
- |
К производству |
+ |
- |
- |
Информация для приобретателя |
+ |
- |
- |
Снижение уровня риска связано с этапами производства, хранения, перевозки и реализации (т.е. полным жизненным циклом - ПЖЦ) кондитерской продукции и обеспечивается ужесточением ряда существующих требований:
1. Числовые значения показателей безопасности не скоропортящейся продукции оставлены без изменений в соответствии с СанПиН 2.3.2.1078-01. Числовые значения показателей безопасности скоропортящейся продукции по микробиологическим показателям ужесточены.
2. К процессу производства вводятся требования, включающие обоснованный анализ рисков и процедуру, обеспечивающую "прослеживаемость" конкретной произведенной партии продукции.
3. В требования к маркировке кондитерской продукции включаются требования, обеспечивающие возможность проведения "отслеживаемости" продукции.
4. Вводятся требования для "подтверждения соответствия", которые ранее не содержались в существующих нормативных документах на кондитерскую продукцию.
Поэтому принятие ФЗ о ТР КП позволит снизить уровень риска, связанный с ПЖЦ кондитерской продукции.
В целом, ФЗ о ТР КП не содержит требований к продукции, которые бы принципиально отличались от требований международных стандартов и требований национальной нормативной базы. Поэтому введение этого регламента не влечет за собой изменения рисков для потребителей и дополнительных затрат для добросовестных отечественных и зарубежных производителей. Вместе с тем повышение статуса нормативов до уровня закона, безусловно, повысит давление на недобросовестных производителей и приведет к вытеснению фальсифицированной продукции. Ожидается, что для рынка в целом это не будет иметь заметных экономических последствий, так как приведет лишь к более строгому распределению продукции по классификационным группам и предотвращению поступления на рынок фальсифицированной продукции, что соответствует интересам, как потребителей, так и добросовестных производителей подлинной и высококачественной кондитерской продукции.
Раздел 3. Изменение совокупного уровня расходов (затрат) вследствие принятия ФЗ о ТР КП
Наиболее значимые в экономическом отношении изменения ФЗ о ТР КП несет в части норм, регулирующих доступ на рынок.
Существующая система регулирования доступа кондитерской продукции на российский рынок основана на различных многоступенчатых разрешительных процедурах органов Роспотребнадзора и Ростехрегулирования в реализации обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р. В таблице ниже представлен примерный перечень процедур и их стоимость для различных видов предприятий (по их данным), в том числе удельная стоимость в расчете на тонну продукции.
Из результатов таблицы видно, что диапазон затрат для различных видов предприятий составляет от 133,4 тыс. руб. до 1009,1 тыс. руб.
В расчете на тонну произведенной кондитерской продукции диапазон удельных затрат составляет от 4,7 руб. до 92,5 руб.
Изменение издержек отдельных групп кондитерских предприятий
Таким образом, расходы кондитерских предприятий составили:
- для крупных специализированных (с выпуском продукции выше 30 тыс. тонн): 16,8 руб./тонну х 686 тыс. тонн = 11,5 млн. руб.;
- для крупных специализированных (с выпуском продукции от 20 тыс. тонн до 30 тыс. тонн): 4,7 руб./тонну х 57 тыс. тонн = 0,3 млн. руб.;
- для средних специализированных (с выпуском продукции от 4 тыс. тонн до 20 тыс. тонн): 12,8 руб./тонну х 684 тыс. тонн = 8,8 млн. руб.;
- для мелких (с выпуском продукции до 4 тыс. тонн): 92,5 руб./тонну х 1110 тыс. тонн = 102,7 млн. руб.
Итого расходы кондитерских предприятий на различные разрешительные процедуры составили: 11,5 млн. руб. + 0,3 млн. руб. + 8,8 млн. руб. + 102,7 млн. руб. = 123,3 млн. руб. В среднем по отрасли удельные расходы составили 48,6 руб./ тонну или 0,15% от средней стоимости тонны продукции.
Вместе с тем, помимо прямых платежей в разрешительные организации, предприятия несут и другие расходы, связанные с этими процедурами. По оценке данных, полученных от предприятий, расходы на работу с этими организациями выделенных специалистов (заработная плата с начислениями, командировочные расходы, накладные расходы) составляют в среднем 2 руб. на тонну произведенной продукции. То есть, в целом по кондитерской отрасли это составит 2 руб./тонна х 2537 тыс. тонн = 5,1 млн. руб.
Таким образом, общие затраты составляют: 123,3 млн. руб. + 5,1 млн. руб. = 128,4 млн. руб.
В расчете на тонну произведенной кондитерской продукции диапазон удельных затрат только на обязательную сертификацию составляет от 0,4 руб. до 12,0 руб.
Расходы только на обязательную сертификацию составляют:
4,7руб./тонну х 686 тыс. тонн = 3,22 млн. руб.
0,4 руб./тонну х 57 тыс. тонн = 0,02 млн. руб.
0,7 руб./тонну х 684 тыс. тонн = 0,48 млн. руб.
12,0 руб./тонну х 1110 тыс. тонн = 13,32 млн. руб.
Итого: 3,22 млн. руб. + 0,02 млн. руб. + 0,48 млн. руб. + 13,32 млн. руб. = 17,02 млн. руб. В среднем по отрасли удельные расходы составили 6,7 руб./ тонну или 0,02% от средней стоимости тонны продукции.
По имеющейся от предприятий информации, оценка снижения удельных затрат предприятий при переходе с подтверждения соответствия путем сертификации на подтверждение декларацией составляет примерно 2 руб./тонну продукции или по отрасли в целом: 2 руб./тонну х 2537 тыс. тонн = 5,1 млн. руб.
Кроме того, оценка снижения удельных издержек производителей по поиску информации об обязательных требованиях составляет 0,32 руб./тонну продукции, что по отрасли составит: 0,32 руб./тонну х 2537 тыс. тонн = 0,8 млн. руб. Итого: 5,1 млн. руб. + 0,8 млн. руб. = 5,9 млн. руб.
С учетом снижения затрат на другие процедуры при переходе с подтверждения соответствия сертификацией на подтверждение декларацией расходы предприятий, по имеющейся от них информации, сократятся не менее, чем в 6 раз и составят: 128,4 млн. руб.: 6 = 21,4 млн. руб.
То есть, снижение затрат составит: 128,4 млн. руб. - 21,4 млн. руб. = 107 млн. руб.
Однако, учитывая затраты предприятий на закупку необходимого дополнительного оборудования для производства кондитерских изделий, отвечающих требованиям регламента, а также на их соответствующую маркировку и этикетирование согласно требованиям ФЗ о ТР КП, которые оцениваются предприятиями в среднем 14 руб. на тонну продукции, то есть по отрасли затраты составят: 14 руб./тонна х 2537 тыс. тонн =35,5 млн. руб.
К этому необходимо также добавить расходы предприятий на разработку ФЗ о ТР КП в размере примерно 1,8 млн. руб. и 4,5 млн. руб. на разработку около 30 национальных стандартов из расчета 150 тыс. руб. за стандарт.
Таким образом, конечный экономический эффект составит: 107 млн. руб. - 35,5 млн. руб. - 1,8 млн. руб. - 4,5 млн. руб. = 65,2 млн. руб.
Подводя итог приведенным расходам, получается, что с принятием технического регламента сократятся расходы заявителя (производителя), связанные с сертификацией, на регистрацию, получение санитарно-эпидемиологического заключения, а, главное, на проведение испытаний, сопровождающих сертификацию, регистрацию и т.д. Исчезнет необходимость пересертификации при любом (даже самом незначительном) изменении формулы, дизайна, а также полного повторения процедуры сертификации при переоформлении сертификата после окончания срока его действия для той же самой продукции.
Макроэкономические последствия введения ФЗ о ТР КП
- рост объема производства кондитерской отрасли предполагается в размере около 6 - 7% в год;
- увеличение инвестиций составит в ближайшее время около 23 млрд. руб. (исходя из оценки 9,1 тыс. руб. на тонну продукции);
- рост экспорта и импортозамещения оценивается в размере примерно 10 процентов;
- ожидается рост внедрения инноваций в связи с отменой разрешительных процедур, повышением уровня определенности правил, которыми руководствуется бизнес в своих действиях, снижением давления на бизнес со стороны чиновников, поскольку указанное снижает временные затраты на обновление ассортимента кондитерской продукции.
Раздел 4. Воздействие на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и органов местного самоуправления
Принятие ФЗ о ТР КП не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов так как разработка ФЗ о ТР КП и национальных стандартов осуществляется в инициативном порядке за счет средств кондитерских предприятий.
Потенциальные выгоды от принятия ФЗ о ТР КП состоят в:
- возможности роста налогооблагаемой базы в размере примерно 7 - 8% в результате роста производства кондитерской отрасли;
- снижении административных издержек;
- возможности оптимизации и сокращения издержек на систему государственного контроля вследствие формирования определенного и устойчивого перечня обязательных требований;
- устранении технических барьеров в торговле и облегчении присоединения России к ВТО.
Раздел 5. Выводы о целесообразности принятия ФЗ о ТР КП
Целесообразность принятия ФЗ о ТР КП заключается:
- в снижении уровня рисков связанных с этапами производства, хранения и реализации продукции;
- его принятие влечет за собой сокращение затрат промышленности, снижение стоимости продукции и рост ее потребления;
- в отсутствии дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов.
Таким образом, принятие ФЗ о ТР КП окажет положительное воздействие на кондитерскую отрасль и экономику в целом.
Обоснование необходимости принятия проекта Федерального закона "О техническом регламенте на кондитерскую продукцию" (ФЗ о ТР КП)
Настоящее обоснование заключается в подтверждении необходимости принятия ФЗ о ТР КП и указании тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации на момент разработки закона о регламенте.
Необходимость принятия проекта ФЗ о ТР КП исходит из ситуации, сложившейся в настоящее время в кондитерской отрасли.
Основной проблемой отрасли является невысокий уровень конкурентоспособности кондитерской продукции России на мировом и внутреннем рынке.
Существенными факторами, влияющими на конкурентоспособность, являются:
нестабильное качество изделий, зависящее от:
- качества сырья;
- качества оборудования;'
- гигиенического состояния производства;
- профессионального мастерства, т.е. способности работников к эффективному и качественному труду;
- качества упаковки;
- условий хранения и реализации;
- законодательной базы для осуществления всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества.
стоимость изделий, зависящая от:
- стоимости сырья, не производящегося в Российской Федерации (какао-бобы, ореховое сырье, заменители и эквиваленты какао-масла, желирующее сырье: агары, пектины);
- степени защиты внутреннего рынка; самые эффективные меры - устранение импортных пошлин на сырье и установление соответствующих защитных пошлин на готовую продукцию; кондитеры стран Европейского Союза защищены от импорта из третьих стран (уровень пошлин колеблется в пределах 40 - 60 %); уровень наших ввозных пошлин установлен в пределах 15 % от стоимости товара;
административные "поборы", резко снижающие конкурентоспособность отечественных предприятий; административная рента увеличивает цену товара и оплачивается, в конечном счете, населением, что обостряет и без того существующие социальные проблемы;
устаревшие требования нормативной документации на кондитерские изделия (ГОСТы, ОСТы, ТУ); в документации отсутствуют признаки идентификации изделий, и поэтому она не может быть использована для решения вопросов не введения в заблуждение потребителя.
Необходимость принятия проекта ФЗ о ТР КП заключается:
- в снижении уровня рисков связанных с этапами производства, хранения, перевозки реализации и утилизации продукции;
- в сокращении затрат промышленности;
- в снижении стоимости продукции и росте ее потребления;
Проект ФЗ о ТР КП создает в системе законов Российской Федерации о техническом регулировании технический регламент, устанавливающий обязательные и исчерпывающие требования, обеспечивающие безопасность и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей при производстве и обороте кондитерской продукции.
При этом осуществляется гармонизация указанных требований к продукции с международным законодательством с целью снятия технических барьеров во внешнеэкономической деятельности.
Проект ФЗ о ТР КП в основном гармонизирован со Стандартами Codex Alimentarius на кондитерскую продукцию, которые являются основополагающими стандартами, применяемыми в международной практике законодательного регулирования производства и оборота кондитерской продукции, в том числе в рамках ВТО. Проект также гармонизирован с Директивой 2000/36/ЕС Европейского Парламента и Совета от 23 июня 2000 г. о какао и шоколадных изделиях, предназначенных для употребления в пищу.
Существенной проблемой гармонизации требований Проекта ФЗ о ТР КП с международными стандартами является отсутствие методов контроля идентификационных признаков.
Проект ФЗ о ТР КП не содержит требований, отличающихся от предъявляемых к рассматриваемым объектам технического регулирования в настоящее время в Российской Федерации.
Вместе с тем предлагается введение следующих новых требований:
в статье 3 "Основные понятия и идентификационные признаки объектов технического регулирования" главы I "Общие положения" Проекта разработаны идентификационные признаки, являющиеся обязательными, позволяющие обеспечить выполнение Федерального закона "О техническом регулировании" в области предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителя;
в главе V "Форма и схемы подтверждения соответствия" в статье 17 "Подтверждение соответствия", Проекта устанавливаются форма и схемы подтверждения соответствия кондитерских изделий, основанные на декларировании.
Положения предлагаемого Проекта, отражая путем установления исчерпывающего перечня обязательных требований и согласуя интересы всех участников российского рынка кондитерской продукции, соответствуют целям технического регулирования, установленным ФЗ "О техническом регулировании", обеспечивают необходимые нормы безопасности кондитерской продукции при ее производстве и обороте, создают основу для предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечивая тем самым необходимый уровень защиты прав потребителей и общественного доверия к продукции, направлены на поддержание условий добросовестной конкуренции и защиту интересов производителей и поставщиков высококачественной, подлинной кондитерской продукции.
Принятие законопроекта позволит:
- создать правовую основу кондитерской отрасли, базирующуюся на отечественном и международном опыте и гармонизированную с международным законодательством;
- снять ограничения для технического прогресса в производстве кондитерских изделий и нововведений;
- ликвидировать необоснованные административные барьеры (избыточное ведомственное нормирование, контроль, обязательная сертификация).
Таким образом, принятие ФЗ о ТР КП окажет положительное воздействие на кондитерскую отрасль и экономику в целом. Проект отвечает одновременно как интересам общества, так и субъектов экономической деятельности в лице инвесторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.