Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 469750-4 "Технический регламент на кондитерскую продукцию"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 112 п. 6а) Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по предложению Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам вносится новая редакция текста законопроекта N 469750-4 "О техническом регламенте на кондитерскую продукцию", доработанного с учетом поступивших на него замечаний Государственно-Правового Управления Президента Российской Федерации (27.11.2007 г. N А 6-8882) и Правительства Российской Федерации (01.05.2008 г. N 1935п-П11).
Основанием для разработки проекта Федерального закона "Технический регламент на кондитерскую продукцию" (далее и тексте Проект) является Федеральный закон "О техническом регулировании" N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.
1. Цель и объекты технического регулировании
Анализ ситуации в кондитерской отрасли дает возможность определить цель разработки проекта.
Основной проблемой отрасли является невысокий уровень конкурентоспособности кондитерской продукции России на мировом и внутреннем рынке.
Существенными факторами, влияющими на конкурентоспособность, являются:
нестабильное качество изделий, зависящее от качества сырья, качества оборудования, гигиенического состояния производства, профессионального мастерства, т.е. способности работников к эффективному и качественному труду, качества упаковки, условий хранения и реализации, законодательной базы для осуществления всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества;
стоимость изделий, зависящая от стоимости сырья, не производящегося в Российской Федерации (какао-бобы, ореховое сырье, заменители и эквиваленты какао-масла, желирующее сырье: агары, пектины), степени защиты внутреннего рынка; самые эффективные меры - устранение импортных пошлин на сырье и установление соответствующих защитных пошлин на готовую продукцию; кондитеры стран Европейского Союза защищены от импорта из третьих стран (уровень пошлин колеблется в пределах 40 - 60%); уровень наших ввозных пошлин установлен в пределах 15% от стоимости товара;
административные "поборы" резко снижающие конкурентоспособность отечественных предприятий; административная рента увеличивает цену товара и оплачивается, в конечном счете, населением, что обостряет и без того существующие социальные проблемы;
устаревшие требования нормативной документации на кондитерские изделия (ГОСТы, ОСТы, ТУ); в документации отсутствуют признаки идентификации изделий и поэтому она не может быть использована для решения вопросов не введения в заблуждение потребителя. Целью разработки Проекта является создание в системе законов РФ о техническом регулировании технического регламента, устанавливающего обязательные и исчерпывающие требования, обеспечивающие безопасность и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей при производстве и обороте кондитерской продукции.
Объектами технического регулирования в рамках предлагаемого Проекта являются кондитерская продукция, включая процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, технологические средства, гигиену, тару, маркировку и методы анализа.
Коды ОКП: 912000 - Изделия кондитерские сахаристые, включая группы: шоколад, какао и полуфабрикаты на основе сахара и/или его заменителей; 913000 - Изделия кондитерские мучные, включая выпеченные полуфабрикаты.
2. Краткая характеристика Проекта
Проект разработан согласно требованиям ФЗ "О техническом регулировании" и ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании", определяющими порядок разработки технического регламента. Проект учитывает состояние и тенденции в развитии национальной и международной нормативно-правой базы для рассматриваемой группы пищевых продуктов. Основой разработки Проекта являлись основополагающие Федеральные законы, в том числе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О защите прав потребителей", "Об обеспечении единства измерений", действующие в настоящее время стандарты на кондитерскую продукцию (34), а также ряд документов, устанавливающих требования гигиенической безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, в т.ч. санитарные правила и нормы "СанПиН 2.3.2.1078-01", "СанПиН 2.3.2.1293-03" и др.
Значения показателей безопасности кондитерской продукции, установленные в Проекте, практически полностью соответствуют действующим санитарным правилам и нормативам, а в случае для скоропортящейся продукции ужесточены по микробиологическим показателям, что снижает степень риска при потреблении такой продукции. Проект не содержит требований, отличающихся от предъявляемых к рассматриваемым объектам технического регулирования в настоящее время в Российской Федерации.
Вместе с тем, предлагается введение следующих новых требований: В статье 4 "Основные понятия и идентификационные признаки объектов технического регулирования" главы I "Общие положения" Проекта разработаны идентификационные признаки, являющиеся обязательными, позволяющие обеспечить выполнение Федерального закона "О техническом регулировании" в области предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителя.
В части требований к кондитерской продукции Проект в основном гармонизирован со Стандартами Codex Alimentarius на кондитерскую продукцию, которые являются основополагающими стандартами, применяемыми в международной практике законодательного регулирования производства и оборота кондитерской продукции, в том числе в рамках ВТО. Проект также гармонизирован с Директивой 2000/36/ЕС Европейского Парламента и Совета от 23 июня 2000 г. о какао и шоколадных изделиях, предназначенных для употребления в пищу.
В связи с этим, в Проекте отсутствуют требования контроля органолептических и физико-химических показателей, которые являются обязательными в соответствующей ныне действующей Российской документации на кондитерские изделия.
Существенной проблемой гармонизации требований Проекта с международными стандартами является отсутствие методов контроля идентификационных признаков.
В главе V "Оценка соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Федерального закона" в статье 18 "Подтверждение соответствия", Проекта устанавливаются форма и схемы подтверждения соответствия кондитерских изделий, основанные на декларировании.
Положения предлагаемого Проекта, отражая путем установления исчерпывающего перечня обязательных требований и согласуя интересы всех участников российского рынка кондитерской продукции, соответствуют целям технического регулирования, установленным ФЗ "О техническом регулировании", обеспечивают необходимые нормы безопасности кондитерской продукции при ее производстве и обороте, создают основу для предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечивая тем самым необходимый уровень защиты прав потребителей и общественного доверия к продукции, направлены на поддержание условий добросовестной конкуренции и защиту интересов производителей и поставщиков высококачественной, подлинной кондитерской продукции, достижения идентификации продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации из зарубежных стран, гармонизацию таможенных правил, благодаря данной возможности.
3. Сведения о публичном обсуждении Проекта
Проект был представлен для публичного обсуждения согласно ФЗ "О техническом регулировании". Уведомление о разработке Проекта опубликовано 4 мая 2005 г. в журнале "Вестник технического регулирования" N 4, апрель 2005 г. Уведомление о завершении публичного обсуждения Проекта опубликовано 31 октября 2005 г. в Приложении N 1 к журналу "Вестник технического регулирования" N 10, ноябрь 2005 г.
В ходе публичного обсуждения в период с 04 мая по 03 сентября 2005 г. Проект был направлен 40 организациям. Было получено 45 замечаний и предложений от 13 организаций, а в ходе общественного слушания в подкомитете по техническому регулированию Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере 20 апреля 2006 г. - еще 38 замечаний и предложений от 4 организаций. По результатам обсуждений на заседаниях Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России от 17 октября 2006 г. было получено 27 замечаний от 5 организаций и повторного от 17 апреля 2007 г. - еще 28 замечаний от 4 организаций.
Общее количество составляет 138 полученных замечаний и предложений от 23 организаций.
В соответствии с поступившими замечаниями Рабочей группой проведена доработка Проекта. Полный перечень замечаний прилагается к настоящей пояснительной записке.
Целесообразность принятии Проекта заключается:
- в снижении уровня рисков связанных с этапами производства, хранения, перевозки реализации и утилизации продукции;
- в сокращении затрат промышленности;
- в снижении стоимости продукции и росте ее потребления;
- в отсутствии дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов.
Принятие законопроекта позволит:
- создать правовую основу кондитерской отрасли, базирующуюся на отечественном и международном опыте и гармонизированную с международным законодательством;
- снять ограничения для технического прогресса в производстве кондитерских изделий и нововведений;
- ликвидировать необоснованные административные барьеры (избыточное ведомственное нормирование, контроль, обязательная сертификация).
Таким образом, принятие ФЗ ТР КП окажет положительное воздействие на кондитерскую отрасль и экономику в целом. Проект отвечает одновременно как интересам общества, так и субъектов экономической деятельности в лице инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие кондитерской отрасли страны.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "Технический регламент на кондитерскую продукцию"
Раздел 1. Сфера воздействия ФЗ ТР КП
Перечень групп, на которые воздействует принятие ФЗ ТР КП
1. Производители (поставщики) - крупные, средние и мелкие, организации, производящие и поставляющие кондитерскую продукцию.
Российский рынок кондитерских изделий один из самых больших в мире и занимает четвертое место после Великобритании, Германии и США. Большая часть продукции - отечественного производства, хотя и с высокой долей импортного сырья.
Производство кондитерской продукции в России в 2006 году составило 2537 тыс. тонн.
Доля импорта готовой кондитерской продукции в 2006 году составила около 9% рынка, а экспорта - примерно 7 процентов.
Большинство кондитерских изделий производится на предприятиях, оснащенных современным технологическим оборудованием с высокой долей импортного оборудования и укомплектовано высококвалифицированным персоналом. Вместе с тем, износ производственного оборудования в целом по отрасли составляет примерно 40 процентов.
Рынок характеризуется довольно высоким уровнем концентрации. Количество предприятий в отрасли около 1500 ед., в том числе примерно 150 ед. крупных и средних специализированных предприятий, произведших 1427 тыс. тонн кондитерской продукции (56,2% общего годового производства). Из них крупных специализированных (с выпуском продукции от 20 тыс. тонн и выше) - 15 ед., произведших 743 тыс. тонн или 29,3% общего годового производства, в том числе (с выпуском продукции от 20 до 30 тыс. тонн) - 2ед., произведших 57 тыс. тонн или 2,3% общего годового производства; (с выпуском продукции выше 30 тыс. тонн) - 13 ед., произведших 686 тыс. тонн или 27,0% общего производства. Средний выпуск продукции на крупных специализированных предприятиях составляет около 50 тыс. тонн.
Средних специализированных предприятий (с выпуском продукции от 4 до 20 тыс. тонн) - 135 ед., произведших 684 тыс. тонн или 26,9% общего годового производства. Из этих предприятий 111 ед. (с выпуском продукции от 4 до 5 тыс. тонн) произвели 476 тыс. тонн или 18,7% общего годового производства. 24 предприятия (с выпуском продукции от 5 до 20 тыс. тонн) произвели 208 тыс. тонн или 8,2% общего годового производства, в том числе 14 предприятий (с выпуском продукции от 5 до 10 тыс. тонн) произвели 63 тыс. тонн или 2,5% общего годового производства; а 10 предприятий (с выпуском продукции от 10 до 20 тыс. тонн) произвели 145 тыс. тонн или 5,7% общего годового производства. Средний выпуск продукции на средних специализированных предприятиях составляет около 5 тыс. тонн.
Мелких предприятий (с выпуском продукции до 4 тыс. тонн) - 1350 ед., произведших 1110 тыс. тонн или 43,8% общего производства. Средний выпуск продукции на мелких предприятиях составляет около 0,8 тыс. тонн.
Большинство ведущих производителей отрасли объединены в Ассоциацию предприятий кондитерской промышленности "АСКОНД". Всего в Ассоциации 50 членов. Доля членов Ассоциации в общем объеме производства свыше 50%, а в объеме производства на специализированных предприятиях - 67 процентов.
Ведущие предприятия отрасли имеют международные сертификаты систем управления качества и рисками. По уровню оснащенности аналитическим оборудованием для контроля сырья и готовой продукции эти предприятия не уступают лабораториям государственных органов по контролю и надзору, а также испытательным центрам органов по сертификации, и в некоторых случаях превосходят их.
По итогам 2006 года объем продаж кондитерской продукции в России составил 2600 тыс. тонн.
Объем производства в денежном выражении составил около 85 млрд. руб. (без НДС) или около 0,3% ВВП. Средняя стоимость продукции (без НДС) составляет 33,5 тыс. руб./тонну. Налоговые платежи в бюджет составили около 18 млрд. руб. или 0,26% бюджета.
2. Потребители
Конечными потребителями кондитерской продукции России являются более 100 млн. человек (в том числе дети и диабетики).
3. Третьи лица (посредники, складские организации, перевозчики, проектные и научно-исследовательские организации, контрольные и надзорные органы, лаборатории).
4. Работники организаций кондитерской отрасли
Количество работников, занятых в кондитерской отрасли, составляет примерно 110 тыс. чел.
Средняя производительность в кондитерской отрасли - 23 тонн/чел.
Раздел 2. Изменение уровня риска в результате принятия ФЗ ТР КП
Совокупный эффект от изменения уровня риска, связанного с потреблением, производством кондитерской продукции, а также с ее хранением, утилизацией и т.п., вследствие принятия ФЗ ТР КП приводится в следующей таблице:
Требования безопасности |
Ужесточение требований |
Требования остаются неизменными |
Требования смягчаются |
К составу кондитерской продукции |
+ |
- |
- |
Санитарно-гигиеническая безопасность |
+ |
- |
- |
К производству |
+ |
- |
- |
Информация для приобретателя |
+ |
- |
- |
Снижение уровня риска связано с этапами производства, хранения, перевозки и реализации (т.е. полным жизненным циклом - ПЖЦ) кондитерской продукции и обеспечивается ужесточением ряда существующих требований:
1. Числовые значения показателей безопасности не скоропортящейся продукции оставлены без изменений в соответствии с СанПиН 2.3.2.1078-01. Числовые значения показателей безопасности скоропортящейся продукции по микробиологическим показателям ужесточены.
2. К процессу производства вводятся требования, включающие обоснованный анализ рисков и процедуру, обеспечивающую "прослеживаемость" конкретной произведенной партии продукции.
3. В требования к маркировке кондитерской продукции включаются требования, обеспечивающие возможность проведения "отслеживаемости" продукции.
4. Вводятся требования для "подтверждения соответствия", которые ранее не содержались в существующих нормативных документах на кондитерскую продукцию.
Поэтому принятие ФЗ ТР КП позволит снизить уровень риска, связанный с ПЖЦ кондитерской продукции.
В целом, ФЗ ТР КП не содержит требований к продукции, которые бы принципиально отличались от требований международных стандартов и требований национальной нормативной базы. Поэтому введение этого регламента не влечет за собой изменения рисков для потребителей и дополнительных затрат для добросовестных отечественных и зарубежных производителей. Вместе с тем повышение статуса нормативов до уровня закона, безусловно, повысит давление на недобросовестных производителей и приведет к вытеснению фальсифицированной продукции. Ожидается, что для рынка в целом это не будет иметь заметных экономических последствий, так как приведет лишь к более строгому распределению продукции по классификационным группам и предотвращению поступления на рынок фальсифицированной продукции, что соответствует интересам, как потребителей, так и добросовестных производителей подлинной и высококачественной кондитерской продукции.
Раздел 3. Изменение совокупного уровня расходов (затрат) вследствие принятия ФЗ ТР КП
Наиболее значимые в экономическом отношении изменения ФЗ ТР КП несет в части норм, регулирующих доступ на рынок.
Существующая система регулирования доступа кондитерской продукции на российский рынок основана на различных многоступенчатых разрешительных процедурах органов Роспотребнадзора и Ростехрегулирования в реализации обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р. В таблице ниже представлен примерный перечень процедур и их стоимость для различных видов предприятий (по их данным), в том числе удельная стоимость в расчете на тонну продукции.
Из результатов таблицы видно, что диапазон затрат для различных видов предприятий составляет от 133,4 тыс. руб. до 1009,1 тыс. руб.
В расчете на тонну произведенной кондитерской продукции диапазон удельных затрат составляет от 4,7 руб. до 92,5 руб.
Изменение издержек отдельных групп кондитерских предприятий
Таким образом, расходы кондитерских предприятий составили:
- для крупных специализированных (с выпуском продукции выше 30 тыс. тонн): 16,8 руб./тонну х 686 тыс. тонн = 11,5 млн. руб.;
- для крупных специализированных (с выпуском продукции от 20 тыс. тонн до 30 тыс. тонн): 4,7 руб./тонну х 57 тыс. тонн = 0,3 млн. руб.;
- для средних специализированных (с выпуском продукции от 4 тыс. тонн до 20 тыс. тонн): 12,8 руб./тонну х 684 тыс. тонн = 8,8 млн. руб.;
- для мелких (с выпуском продукции до 4 тыс. тонн): 92,5 руб./тонну х 1110 тыс. тонн = 102,7 млн. руб.
Итого расходы кондитерских предприятий на различные разрешительные процедуры составили: 11,5 млн. руб. + 0,3 млн. руб. + 8,8 млн. руб. + 102,7 млн. руб. = 123,3 млн. руб. В среднем по отрасли удельные расходы составили 48,6 руб./тонну или 0,15% от средней стоимости тонны продукции.
Вместе с тем, помимо прямых платежей в разрешительные организации, предприятия несут и другие расходы, связанные с этими процедурами. По оценке данных, полученных от предприятий, расходы на работу с этими организациями выделенных специалистов (заработная плата с начислениями, командировочные расходы, накладные расходы) составляют в среднем 2 руб. на тонну произведенной продукции. То есть, в целом по кондитерской отрасли это составит 2 руб./тонна х 2537 тыс. тонн = 5,1 млн. руб.
Таким образом, общие затраты составляют: 123,3 млн. руб. + 5,1 млн. руб. = 128,4 млн. руб.
В расчете на тонну произведенной кондитерской продукции диапазон удельных затрат только на обязательную сертификацию составляет от 0,4 руб. до 12,0 руб.
Расходы только на обязательную сертификацию составляют: 4,7руб./тонну х 686 тыс. тонн = 3,22 млн. руб. 0,4 руб./тонну х 57 тыс. тонн = 0,02 млн. руб. 0,7 руб./тонну х 684 тыс. тонн = 0,48 млн. руб. 12,0 руб./тонну х 1110 тыс. тонн = 13,32 млн. руб. Итого: 3,22 млн. руб. + 0,02 млн. руб. + 0,48 млн. руб. + 13,32 млн. руб. = 17,02 млн. руб. В среднем по отрасли удельные расходы составили 6,7 руб./ тонну или 0,02% от средней стоимости тонны продукции.
По имеющейся от предприятий информации, оценка снижения удельных затрат предприятий при переходе с подтверждения соответствия путем сертификации на подтверждение декларацией составляет примерно 2 руб./тонну продукции или по отрасли в целом: 2 руб./тонну х 2537 тыс. тонн = 5,1 млн. руб.
Кроме того, оценка снижения удельных издержек производителей по поиску информации об обязательных требованиях составляет 0,32 руб./тонну продукции, что по отрасли составит: 0,32 руб./тонну х 2537 тыс. тонн = 0,8 млн. руб. Итого: 5,1 млн. руб. + 0,8 млн. руб. = 5,9 млн. руб.
С учетом снижения затрат на другие процедуры при переходе с подтверждения соответствия сертификацией на подтверждение декларацией расходы предприятий, по имеющейся от них информации, сократятся не менее, чем в 6 раз и составят: 128,4 млн. руб.:6 = 21,4 млн. руб.
То есть, снижение затрат составит: 128,4 млн. руб. - 21,4 млн. руб. = 107 млн. руб.
Однако, учитывая затраты предприятий на закупку необходимого дополнительного оборудования для производства кондитерских изделий, отвечающих требованиям регламента, а также на их соответствующую маркировку и этикетирование согласно требованиям ФЗ ТР КП, которые оцениваются предприятиями в среднем 14 руб. на тонну продукции, то есть по отрасли затраты составят: 14 руб./тонна х 2537 тыс. тонн = 35,5 млн. руб.
К этому необходимо также добавить расходы предприятий на разработку ФЗ о ТР КП в размере примерно 1,8 млн. руб. и 4,5 млн. руб. на разработку около 30 национальных стандартов из расчета 150 тыс. руб. за стандарт.
Таким образом, конечный экономический эффект составит: 107 млн. руб. - 35,5 млн. руб. - 1,8 млн. руб. - 4,5 млн. руб. = 65,2 млн. руб.
Подводя итог приведенным расходам, получается, что с принятием технического регламента сократятся расходы заявителя (производителя), связанные с сертификацией, на регистрацию, получение санитарно-эпидемиологического заключения, а, главное, на проведение испытаний, сопровождающих сертификацию, регистрацию и т.д. Исчезнет необходимость пересертификации при любом (даже самом незначительном) изменении формулы, дизайна, а также полного повторения процедуры сертификации при переоформлении сертификата после окончания срока его действия для той же самой продукции.
Макроэкономические последствия введения ФЗ ТР КП
- рост объема производства кондитерской отрасли предполагается в размере около 6 - 7% в год;
- увеличение инвестиций составит в ближайшее время около 23 млрд. руб. (исходя из оценки 9,1 тыс. руб. на тонну продукции);
- рост экспорта и импортозамещения оценивается в размере примерно 10 процентов;
- ожидается рост внедрения инноваций в связи с отменой разрешительных процедур, повышением уровня определенности правил, которыми руководствуется бизнес в своих действиях, снижением давления на бизнес со стороны чиновников, поскольку указанное снижает временные затраты на обновление ассортимента кондитерской продукции.
Раздел 4. Воздействие на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и органов местного самоуправления
Реализация контрольных и надзорных функций осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов, и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органом на обеспечение их деятельности.
Принятие ФЗ ТР КП не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов так как разработка ФЗ ТР КП и национальных стандартов осуществляется в инициативном порядке за счет средств кондитерских предприятий. Потенциальные выгоды от принятия ФЗ ТР КП состоят в:
- возможности роста налогооблагаемой базы в размере примерно 7 - 8% в результате роста производства кондитерской отрасли;
- снижении административных издержек;
- возможности оптимизации и сокращения издержек на систему государственного контроля вследствие формирования определенного и устойчивого перечня обязательных требований;
- устранении технических барьеров в торговле и облегчении присоединения России к ВТО.
Раздел 5. Выводы о целесообразности принятия ФЗ ТР КП
Целесообразность принятия ФЗ о ТР КП заключается:
- в снижении уровня рисков связанных с этапами производства, хранения и реализации продукции;
- его принятие влечет за собой сокращение затрат промышленности, снижение стоимости продукции и рост ее потребления;
- в отсутствии дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов.
Таким образом, принятие ФЗ ТР КП окажет положительное воздействие на кондитерскую отрасль и экономику в целом.
Обоснование необходимости принятия проекта Федерального закона "Технический регламент на кондитерскую продукцию" (ФЗ ТР КП)
Настоящее обоснование заключается в подтверждении необходимости принятия ФЗ ТР КП и указании тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации на момент разработки закона о регламенте.
Необходимость принятия проекта ФЗ ТР КП исходит из ситуации, сложившейся в настоящее время в кондитерской отрасли.
Основной проблемой отрасли является невысокий уровень конкурентоспособности кондитерской продукции России на мировом и внутреннем рынке.
Существенными факторами, влияющими на конкурентоспособность, являются:
нестабильное качество изделий, зависящее от:
- качества сырья;
- качества оборудования;
- гигиенического состояния производства;
- профессионального мастерства, т.е способности работников к эффективному и качественному труду;
- качества упаковки;
- условий хранения и реализации;
- законодательной базы для осуществления всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества.
стоимость изделий, зависящая от:
- стоимости сырья, не производящегося в Российской Федерации (какао-бобы, ореховое сырье, заменители и эквиваленты какао-масла, желирующее сырье: агары, пектины);
- степени защиты внутреннего рынка; самые эффективные меры - устранение импортных пошлин на сырье и установление соответствующих защитных пошлин на готовую продукцию; кондитеры стран Европейского Союза защищены от импорта из третьих стран (уровень пошлин колеблется в пределах 40 - 60%); уровень наших ввозных пошлин установлен в пределах 15% от стоимости товара;
административные "поборы", резко снижающие конкурентоспособность отечественных предприятий; административная рента увеличивает цену товара и оплачивается, в конечном счете, населением, что обостряет и без того существующие социальные проблемы;
устаревшие требования нормативной документации на кондитерские изделия (ГОСТы, ОСТы, ТУ); в документации отсутствуют признаки идентификации изделий, и поэтому она не может быть использована для решения вопросов не введения в заблуждение потребителя.
Необходимость принятия проекта ФЗ ТР КП заключается:
- в снижении уровня рисков связанных с этапами производства, хранения, перевозки реализации и утилизации продукции;
- в сокращении затрат промышленности;
- в снижении стоимости продукции и росте ее потребления;
Проект ФЗ ТР КП создает в системе законов Российской Федерации о техническом регулировании технический регламент, устанавливающий обязательные и исчерпывающие требования, обеспечивающие безопасность и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей при производстве и обороте кондитерской продукции.
При этом осуществляется гармонизация указанных требований к продукции с международным законодательством с целью снятия технических барьеров во внешнеэкономической деятельности.
Проект ФЗ ТР КП в основном гармонизирован со Стандартами Codex Alimentarius на кондитерскую продукцию, которые являются основополагающими стандартами, применяемыми в международной практике законодательного регулирования производства и оборота кондитерской продукции, в том числе в рамках ВТО. Проект также гармонизирован с Директивой 2000/36/ЕС Европейского Парламента и Совета от 23 июня 2000 г. 6 какао и шоколадных изделиях, предназначенных для употребления в пищу.
Существенной проблемой гармонизации требований Проекта ФЗ ТР КП с международными стандартами является отсутствие методов контроля идентификационных признаков.
Проект ФЗ ТР КП не содержит требований, отличающихся от предъявляемых к рассматриваемым объектам технического регулирования в настоящее время в Российской Федерации.
Вместе с тем предлагается введение следующих новых требований:
в статье 4 "Основные понятия и идентификационные признаки объектов технического регулирования" главы I "Общие положения" Проекта разработаны идентификационные признаки, являющиеся обязательными, позволяющие обеспечить выполнение Федерального закона "О техническом регулировании" в области предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителя;
в главе V "Оценка соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Федерального закона" в статье 18 "Подтверждение соответствия", Проекта устанавливаются форма и схемы подтверждения соответствия кондитерских изделий, основанные на декларировании.
Положения предлагаемого Проекта, отражая путем установления исчерпывающего перечня обязательных требований и согласуя интересы всех участников российского рынка кондитерской продукции, соответствуют целям технического регулирования, установленным ФЗ "О техническом регулировании", обеспечивают необходимые нормы безопасности кондитерской продукции при ее производстве и обороте, создают основу для предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечивая тем самым необходимый уровень защиты прав потребителей и общественного доверия к продукции, направлены на поддержание условий добросовестной конкуренции и защиту интересов производителей и поставщиков высококачественной, подлинной кондитерской продукции.
Принятие законопроекта позволит:
- создать правовую основу кондитерской отрасли, базирующуюся на отечественном и международном опыте и гармонизированную с международным законодательством;
- снять ограничения для технического прогресса в производстве кондитерских изделий и нововведений;
- ликвидировать необоснованные административные барьеры (избыточное ведомственное нормирование, контроль, обязательная сертификация).
Таким образом, принятие ФЗ ТР КП окажет положительное воздействие на кондитерскую отрасль и экономику в целом. Проект отвечает одновременно как интересам общества, так и субъектов экономической деятельности в лице инвесторов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в связи с принятием Настоящего Федерального Закона
В случае принятия федерального закона "Технический регламент на табачную продукцию" потребуется внесение изменений в следующие законодательные акты:
1. Федеральный закон от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
2. Федеральный закон от 07.02.1992 года N 2300-1-ФЗ "О защите прав потребителей".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон от 07.02.1992 г. N 2300-1
3. Федеральный закон от 02.01.2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
4. Федеральный закон от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
5. Федеральный закон от 08.08.2001 года N134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
6. Федеральный закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении".
9. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 987 "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов"
10. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 988 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.