Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.
судей Ворониной Е.Ю., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя - Ильченко Г.Г., дов. от 22.09.2010, паспорт 45 98 650422,
от административного органа - Козыревой Г.А., дов. от 30.12.2010 N 05-08-2721/10, уд. N 21018,
рассмотрев 11 января 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия "Лосиноостровский завод строительных материалов и конструкций" - заявителя на решение от 11.08.2010 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Быковой Ю.Л., на постановление от 29.09.2010 N 09АП-22970/2010 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Москвиной Л.А., Гончаровым В.Я., Свиридовым В.А., по делу N А40-79626/10-119-440 по заявлению Государственного унитарного предприятия "Лосиноостровский завод строительных материалов и конструкций" о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы о привлечении к административной ответственности, установил:
государственное унитарное предприятие "Лосиноостровский завод строительных материалов и конструкций" (далее - ГУП "Лосиноостровский завод строительных материалов и конструкций", предприятие) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее - Департамент, административный орган) от 31.05.2010 N 020312.03/10 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.10 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП г. Москвы).
Решением названного арбитражного суда от 11.08.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, предприятие подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. При этом сослалось на неправильное применение судами норм материального права. В частности, утверждало, что предприятие не является субъектом топливного рынка в контексте постановления Правительства Москвы от 28.12.2004 N 952-ПП "Об утверждении экологических требований к качеству моторного топлива при его обороте в городе Москве" (далее - постановление Правительства Москвы N 952-ПП), в связи с чем не подлежит привлечению к ответственности на основании вышеуказанной нормы КоАП г. Москвы. Сослалось на рекомендательный характер названного постановления Правительства Москвы, на соответствие используемого предприятием топлива действующим ГОСТам.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Департамента просил жалобу отклонить, считая принятые по делу судебные акты двух судебных инстанций соответствующими законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как установлено судами, 12.03.2010 Департамент в порядке контроля произвел отбор проб нефтепродуктов - дизельного топлива марки Л-0.2-62 на принадлежащей предприятию АЗС, расположенной по адресу г. Москва, ул. Полярная, д. 25. В ходе проведенных испытательной лабораторией Аналитической инспекции ГУП "Государственный природоохранный центр" испытаний установлено несоответствие проб топлива экологическим требованиям, установленным постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 N 952-ПП. Концентрация серы в топливе составила 830 мг/кг при норме не более 350 мг/кг.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 17.05.2010 в отношении ГУП "Лосиноостровский завод строительных материалов и конструкций" протокола об административном правонарушении N 02312.03/10 и вынесения Департаментом 31.05.2010 постановления о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.10 КоАП г. Москвы, с назначением наказания в виде штрафа в размере 400000 рублей.
ГУП "Лосиноостровский завод строительных материалов и конструкций" оспорило указанное постановление в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 4.10 КоАП г. Москвы административным правонарушением признается производство, оборот нефтепродуктов, не соответствующих экологическим требованиям, установленным правовыми актами города Москвы.
Согласно примечанию к названной статье КоАП г. Москвы под оборотом нефтепродуктов следует понимать транспортировку, прием, поставку, хранение, реализацию (продажу, заправку) нефтепродуктов.
Экологические требования к моторному топливу в городе Москве при его хранении, реализации, а также заправке автотранспортных средств, в том числе собственных, определены постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 N 952-ПП "Об утверждении экологических требований к качеству моторного топлива при его обороте в городе Москве". Экологические требования содержат условия, ограничения или их совокупность к показателям качества моторных топлив, устанавливаемые в целях снижения негативного воздействия выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при их использовании в автомобильной технике.
Согласно приложению 3 к вышеуказанному постановлению с 01.01.2006 концентрация серы в дизельном топливе не должна превышать 300 мг/кг.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанции признали доказанным факт использования предприятием на принадлежащей ему АЗС для заправки собственного автотранспорта моторного топлива, не отвечающего экологическим стандартам, установленным постановлением Правительства Москвы N 952-ПП.
В связи с чем пришли к правильному выводу о совершении ГУП "Лосиноостровский завод строительных материалов и конструкций" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 4.10 КоАП г. Москвы.
Суды проверили соблюдение Департаментом установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности и посчитали его ненарушенным.
С учетом изложенного, вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого по делу постановления Департамента признается судом кассационной инстанции правильным.
Довод предприятия относительно рекомендательного характера постановления Правительства Москвы от 28.12.2004 N 952-ПП и соответствия дизельного топлива требованиям ГОСТ 305-82 был предметом обсуждения судов двух инстанций и правомерно отклонен как неосновательный.
Как правильно отметили суды, пунктом 2 статьи 2, пунктом 6 статьи 15 Федерального закона 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено право органов власти субъектов Российской Федерации вводить дополнительные ограничения в отношении использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Москвы постановлением от 28.12.2004 N 952-ПП утвердило требования к качеству моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками для оборота на территории города Москвы.
В связи с чем ГУП "Лосиноостровский завод строительных материалов и конструкций", владеющее АЗС для хранения топлива и заправки им собственного автотранспорта, было обязано соблюдать требования постановления Правительства Москвы N 952-ПП, устанавливающего более жесткие в сравнении с действующими федеральными стандартами экологические требования к моторному топливу в городе Москве.
Утверждение предприятия о том, что оно не является субъектом топливного рынка в контексте постановления Правительства Москвы N 952-ПП и субъектом административной ответственности за использование топлива ненадлежащего качества, было предметом обсуждения судов двух судов и правомерно отклонено как основанное на неправильном толковании законодательства. В основе требований к качеству находящегося в обороте на территории г. Москвы моторного топлива, т.е. при его хранении, реализации, заправке автотранспортных средств, в том числе собственных, положены не экономические критерии, а экологические стандарты, действующие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В ходе проведенной проверки выявлен факт нахождения на территории предприятия АЗС, с которой осуществляется заправка транспортных средств предприятия, т.е. оборот нефтепродуктов.
Доводы кассационной жалобы о взаимоисключающем характере отдельных требований постановления Правительства Москвы N 952-ПП отклоняются судом кассационной инстанции как не относящиеся к предмету спора.
Иные доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.2010, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 по делу N А40-79626/10-119-440 оставить без изменения, кассационную жалобу ГУП "Лосиноостровский завод строительных материалов и конструкций" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Туболец |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
|
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Москвы постановлением от 28.12.2004 N 952-ПП утвердило требования к качеству моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками для оборота на территории города Москвы.
В связи с чем ГУП "Лосиноостровский завод строительных материалов и конструкций", владеющее АЗС для хранения топлива и заправки им собственного автотранспорта, было обязано соблюдать требования постановления Правительства Москвы N 952-ПП, устанавливающего более жесткие в сравнении с действующими федеральными стандартами экологические требования к моторному топливу в городе Москве.
Утверждение предприятия о том, что оно не является субъектом топливного рынка в контексте постановления Правительства Москвы N 952-ПП и субъектом административной ответственности за использование топлива ненадлежащего качества, было предметом обсуждения судов двух судов и правомерно отклонено как основанное на неправильном толковании законодательства. В основе требований к качеству находящегося в обороте на территории г. Москвы моторного топлива, т.е. при его хранении, реализации, заправке автотранспортных средств, в том числе собственных, положены не экономические критерии, а экологические стандарты, действующие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В ходе проведенной проверки выявлен факт нахождения на территории предприятия АЗС, с которой осуществляется заправка транспортных средств предприятия, т.е. оборот нефтепродуктов.
Доводы кассационной жалобы о взаимоисключающем характере отдельных требований постановления Правительства Москвы N 952-ПП отклоняются судом кассационной инстанции как не относящиеся к предмету спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 января 2011 г. N КА-А40/16784-10 по делу N А40-79626/10-119-440
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/16784-10