Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В. и Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Совхоз "Архангельский" Кисельмана А.А. по доверенности N 2 от 16 сентября 2009 г., Соловьева Д.С. по доверенности N 1 от 12 января 2011 г.
от третьего лица Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва Малышевой Е.С. по доверенности N 10/2888 от 18 июня 2010 г.
рассмотрев 11 - 13 января 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва на решение от 29 июля 2010 г. Арбитражного суда Московской области принятое судьей Бирюковой Е.В. по делу N А41-13556/10 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Совхоз "Архангельский" (ООО "Совхоз "Архангельский") о признании незаконными действий к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области третьи лица: Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (Территориальное управление Росимущества в Московской области), Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата Московской области" (ФГУ "Кадастровая палата Московской области"), установил:
ООО "Совхоз "Архангельский" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными действий по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о категории и разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 50:26:00 00 00:213, об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о категории в виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:00 00 00:213 "земли сельскохозяйственного назначения" и "для создания защитных насаждений" соответственно.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Мослесхоз, Территориальное управление Росимущества в Московской области, Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ФГУ "Кадастровая палата Московской области".
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 июля 2010 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Мослесхоз просит отменить решение, поскольку оно принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм права - статей 11, 12 ГК РФ, статей 3, 67 - 69 ЛК РФ, статей 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона "О введении в действие ЛК РФ", пункта 1 части 6 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон), пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьей 15, 65, 197 - 201 АПК РФ. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Мослесхоз считает, что спорный земельный участок, ранее находившийся во владении сельскохозяйственных организаций, является землями лесного фонда Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Совхоз "Архангельский" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Мослесхоза поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ООО "Совхоз "Архангельский" возражали против ее удовлетворения.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориального управления Росимущества в Московской области, Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, ФГУ "Кадастровая палата Московской области", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 11 до 13 января 2011 года, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Арбитражный суд первой инстанции установил, что на основании Постановления Главы Администрации Наро-Фоминского района Московской области от 29 января 1993 года N 115 Совхозу "Архангельский" было выдано свидетельство на право собственности на землю в бессрочное (постоянное) пользование площадью 5012 га, из них: пашни - 3175 га, кормовых угодий - 567 га.
30 июня 2006 года между Министерством имущественных отношений Московской области (продавец) и ООО "Совхоз "Архангельский" (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельных участков N 214, в том числе на спорный земельный участок с кадастровым номером 50:26:00 00 00:213, расположенный в Наро-Фоминском районе Московской области, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Право собственности приобретено при внесении в уставный капитал ООО "Совхоз "Архангельский", зарегистрированного в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о регистрации права.
1 апреля 2010 года ООО "Совхоз "Архангельский" был получен кадастровый паспорт N 5026/201/10-6380 земельного участка с кадастровым номером 50:26:00 00 00:213, из которого следует, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о категории и разрешенном использовании указанного земельного участка.
Согласно части 2 статьи 16 Закона кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 Закона сведений, в том числе категории земель, осуществляются, если иное не установлено Законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
На основании части 4 статьи 16, пунктов 8, 9 части 1 статьи 22 Закона такими документами могут являться документы, подтверждающие в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории и разрешенному использованию, либо решение суда.
В силу пунктов 3, 4 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 года N 418, органы Роснедвижимости должны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, в том числе, касающимися обеспечения прав граждан и организаций при внесении записей в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Суд правильно установил, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:00 00 00:213 приобретен в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 26 июня 2006 года N 815 "О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "Совхоз "Архангельский" земельными участками в Наро-Фоминском районе", договора купли-продажи земельных участков от 30 июня 2006 года N 214.
В соответствии со статьей 5 ЗК РСФСР (действовавшего на момент возникновения права бессрочного пользования у предыдущего правообладателя), категория земель определялась уполномоченными органом при предоставлении участка.
На основании статьи 60 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" полномочия по планированию использования земель и предоставлению земельных участков на территории района закреплялись за районными администрациями.
С учетом положений пункта 6.2.17 Порядка ведения государственного реестра земель, Раздела "Земельные участки", утвержденного приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 года N П/119, регулирующих порядок государственного кадастрового учета на момент осуществления учетно-кадастровых процедур в отношении спорного земельного участка, сведения о разрешенном использовании (назначении) земельного участка подлежали внесению в кадастр в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливалось данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не было установлено, в кадастровых сведениях указывалась цель предоставления, соответствующая акту уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела, исследованных судом, следует, что согласно документам кадастрового дела, указанный земельный участок с момента формирования, находился в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Главы Администрации Наро-Фоминского района Московской области от 29 января 1993 года N 115 ООО "Совхоз "Архангельский" были предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью 5012 га, из них: пашни - 3175 га, кормовых угодий - 567 га.
30 мая 2006 года Постановлением Главы Наро-Фоминского муниципального района Московской области N 907 были утверждены границы земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании ООО "Совхоз "Архангельский", в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 50:26:00 00 00:213.
Следовательно, при предоставлении указанного выше земельного участка заявителю, данный земельный участок находился в составе земель сельскохозяйственного назначения. Каких-либо правовых актов об изменении категории данного участка не принималось.
При выдаче кадастрового паспорта ООО "Совхоз "Архангельский", исключение сведений о категории и разрешенном использовании участка связано с его отнесением Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области к землям государственного лесного фонда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ участки земель государственного лесного фонда являются ограниченными в обороте, то есть не могут передаваться в частную собственность, предоставляются с соблюдением специальной процедуры.
Статьей 8 ЛК РФ в отношении указанных земельных участков установлено право федеральной собственности.
Таким образом, суд правильно посчитал, что отнесение земельного участка к категории земель лесного фонда влечет юридические последствия в виде особого правового режима участка и возникновения права федеральной собственности.
Статьей 5 ЛК РСФСР (1978 года), действовавшего на дату издания Постановления Главы администрации Наро-Фоминского района от 29 января 1993 года N 115, деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения не входила в лесной фонд.
На основании статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земельного участка к той или иной категории является обязательным, что требует обращения собственника в уполномоченный на принятие соответствующего правового акта орган.
Рассматривая данное дело, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не представлены доказательства обращения заявителя в орган кадастрового учета в установленном порядке с заявлением о государственном кадастровом учете изменений (уточнении) сведений о спорном земельном участке, либо представлении в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия решения уполномоченного органа об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:26:00 00 00:213, расположенного в Наро-Фоминском районе Московской области, к категории земель "земли государственного лесного фонда".
Статьей 28 Закона установлен порядок и основания для исправления ошибочных сведений государственного кадастра, согласно которым указанные сведения подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета, уведомив об изменениях заинтересованных лиц.
Органом кадастрового учета соответствующих решений не принималось, оснований для учета изменений в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не предоставлялись.
В силу статьи 8 ЗК РФ отсутствие сведений о категории влечет невозможность совершения сделок с земельным участком, поскольку категория в обязательном порядке подлежит указанию в договорах, предметом которых являются земельные участки, и в иных документах.
Следовательно, действия ответчика по исключению кадастровых сведений о вышеуказанном земельном участке осуществлены без необходимых на то оснований.
Таким образом, установив вышеизложенные обстоятельства, правильно применив нормы права, удовлетворяя заявления, суд правомерно указал, что обжалуемые действия ответчика являются незаконными и нарушают права заявителя, а также создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности заявителя.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, в том числе и о том, что спорный земельный участок, ранее находившийся во владении сельскохозяйственных организаций, не относились к землям сельскохозяйственного назначения, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судом, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 июля 2010 года по делу N А41-13556/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мослесхоза без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Агапов М.Р. |
Судьи |
Борзыкин М.В. |
|
Долгашева В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ участки земель государственного лесного фонда являются ограниченными в обороте, то есть не могут передаваться в частную собственность, предоставляются с соблюдением специальной процедуры.
Статьей 8 ЛК РФ в отношении указанных земельных участков установлено право федеральной собственности.
...
Статьей 5 ЛК РСФСР (1978 года), действовавшего на дату издания Постановления Главы администрации Наро-Фоминского района от 29 января 1993 года N 115, деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения не входила в лесной фонд.
На основании статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земельного участка к той или иной категории является обязательным, что требует обращения собственника в уполномоченный на принятие соответствующего правового акта орган.
...
Статьей 28 Закона установлен порядок и основания для исправления ошибочных сведений государственного кадастра, согласно которым указанные сведения подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета, уведомив об изменениях заинтересованных лиц.
...
В силу статьи 8 ЗК РФ отсутствие сведений о категории влечет невозможность совершения сделок с земельным участком, поскольку категория в обязательном порядке подлежит указанию в договорах, предметом которых являются земельные участки, и в иных документах."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 января 2011 г. N КА-А41/15143-10 по делу N А41-13556/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника