Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Мойсеевой Л.А.
судей Плюшкова Д.И., Нечаева С.В.
при участии в заседании:
от истца - А.Н. Кемишев, доверенность от 30 ноября 2009 года N 1/11, удостоверение адвоката,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев 20 января 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Алапаевское автотранспортное предприятие" на решение от 23 апреля 2010 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей В.Э. Козловским, на постановление от 15 сентября 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями И.Н. Баниным, С.П. Седовым, О.Н. Семикиной, по делу N А40-169548/09-102-1231, по иску открытого акционерного общества "Алапаевское автотранспортное предприятие" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 52 263 200 рублей убытков, третье лицо - Министерство финансов Свердловской области, установил:
открытое акционерное общество "Алапаевское автотранспортное предприятие" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 52 263 200 рублей убытков, причиненных истцу вследствие предоставления в 2006 году льгот при перевозке отдельных категорий граждан общественным транспортом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 апреля 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2010 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд установил, что в 2006 году истец оказал льготные услуги пассажирских перевозок на автобусном транспорте гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, проживающим в городе Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области, в этой связи понес расходы в заявленном размере.
Суд применил положения части 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с ним расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 октября 2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Суд исходил из того, что из представленных истцом доказательств не следует, что истцу были причинены убытки в результате обеспечения в 2006 году равной доступности услуг общественного транспорта в городе Алапаевске и Алапаевском районе для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Суд проверил порядок компенсации расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории города Алапаевска для федеральных льготников.
Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ Правительство Свердловской области принято постановление от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП, которым определен порядок возмещения расходов транспортных предприятий в Свердловской области.
Суд исходил из того, что постановлением Правительства Свердловской области от 21 декабря 2005 года N 1103-ПП "О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2006 году" установлено, что обеспечение в 2006 года бесплатного проезда на всех видах городскою пассажирскою транспорта общего пользования граждан федерального регистра производится в порядке, установленном областным законодательством для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Согласно письму Минфина Свердловской области от 18 января 2010 года N 16-167 в 2006 году возмещение транспортным организациям, осуществлявшим предоставление бесплатного проезда по территории Свердловской области граждан федеральною регистра, производилась в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду и оплате в размере 50% от стоимости проезда по территории Свердловской области и возмещения расходов, связанных с их предоставлением, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП, действующим в спорном периоде, общий плановый объем расходов, подлежащих возмещению транспортным организациям, предоставляющим бесплатный проезд, определяется отдельно для каждою муниципального образования по финансовому показателю на организацию транспортного обслуживании населения с учетом количества граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в данном муниципальном образовании. Общий плановый объем расходов, подлежащих возмещению транспортным организациям, определяется исходя из финансового показателя организации транспортного обслуживания населения муниципального образования по финансовому показателю на организацию транспортного обслуживания населения с учетом количества граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в данном муниципальном образовании. Общий плановый объем расходов, подлежащих возмещению транспортным организациям, определяется исходя из финансового показателя на организацию транспортного обслуживания в муниципальном образовании, количества граждан, пользующихся мерами социально поддержки по данным отраслевого исполнительною органа госвласти Свердловской области в сфере соцзащиты населения на дату, определенную нормативным актом Правительства Свердловской области по подготовке проекта областного бюджета на очередной финансовый год; индексов дефляторов, утверждаемых Минэкономразвития России.
Финансовый показатель на организацию транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании определяется исходя из фактических отчетных расходов транспортных организаций по перевозке пассажиров за последним отчетный год, предоставленных в территориальный финансовый орган, численности постоянного населения муниципального образования по состоянию на 1 января года, предшествующего планируемому.
Плановая сумма возмещения расходов для каждой транспортной организации определяется исходя из общего планового объема расходов для каждой транспортной организации в общем объеме перевозок по муниципальному образованию.
Расчет расходов по предоставлению проезда льготной категории граждан по территории Свердловской области производится транспортным предприятиям ежемесячно, исходя из годовой плановой суммы возмещения расходов, определяемой в соответствии с пунктом 8 вышеуказанного Порядка, и фактически отработанного времени транспортной организацией.
Указанные расчеты направляются транспортными организациями в территориальные финансовые органы в муниципальных образованиях. К расчету прилагаются документы, подтверждающие осуществление указанных в нем расходов (пункт 9 Порядка).
Суд пришел к вывод, что на территории Свердловской области разработаны и утверждены нормативные акты, предусматривающие возмещение расходов транспортным предприятиям.
Возмещение расходов по финансовому показателю предполагает учет фактических документально подтвержденных расходов транспортной организации по пассажирским перевозкам с использованием официальных сведений о количестве жителей муниципального образования и количестве льготной категории граждан по данным уполномоченных госорганов.
Рассчитанный по финансовому показателю объем финансирования из областного бюджета предполагает полное возмещение расходов транспортных организаций по льготным перевозкам.
С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к вывод, что истцом не доказан факт наличия у него убытков и их размер в заявленной по иску сумме.
Поскольку убытков, возникших в результате обеспечения в 2006 году равной доступности услуг общественного транспорта в городе Алапаевске и Алапаевском районе для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, истцу причинено не было, основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
С кассационной жалобой обратился истец, который просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судом статей 1, 15, пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, на нарушение судом статей 71, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с тем, что в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначено рассмотрение аналогичное дело (N ВАС-9621/10).
Истцом заявлено так же ходатайство о приостановлении производства по делу по тому же основанию.
Ходатайства истца отклонены.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца изложил те же доводы, что и в жалобе, представители ответчика и третьего лица, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, участия в рассмотрении кассационной жалобы не приняли.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным судом обстоятельствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
По мнению суда кассационной инстанции, первая инстанция и апелляционная инстанция, в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривавшая дело, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства. Выводы суда об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из установленных обстоятельств дела, первая и апелляционная инстанции правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, в том числе статью 15, пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативные акты Свердловской области об обеспечении равной доступности транспортных услуг и о соответствующих компенсациях транспортным организациям убытков.
Выводы суда об обстоятельствах дела, а также о применении законов и иных нормативных правовых актов доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Нарушения норм процессуального права, являющегося в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения, постановления, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 23 апреля 2010 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 15 сентября 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-169548/09-102-1231 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Мойсеева |
Судьи |
С.В. Нечаев |
|
Д.И. Плюшков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению суда кассационной инстанции, первая инстанция и апелляционная инстанция, в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривавшая дело, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства. Выводы суда об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из установленных обстоятельств дела, первая и апелляционная инстанции правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, в том числе статью 15, пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативные акты Свердловской области об обеспечении равной доступности транспортных услуг и о соответствующих компенсациях транспортным организациям убытков.
...
Нарушения норм процессуального права, являющегося в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения, постановления, по делу не установлено.
...
решение от 23 апреля 2010 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 15 сентября 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-169548/09-102-1231 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 января 2011 г. N КГ-А40/16275-10 по делу N А40-169548/09-102-1231
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-14835/10
08.10.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27885/12
18.07.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-169548/09
05.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17831/10
07.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17831/10
25.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17831/10
12.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-14835/10
10.05.2011 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-169548/09
30.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17831/10
26.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/16275-10
23.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17831/2010