Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Тетёркиной С.И.,
судей Антоновой М.К., Черпухиной В.А.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Константинова М.Г., дов. от 22.12.10 N 210-И-8/16639
от ответчика - не явился, извещён
от третьего лица - не явился, извещён
рассмотрев 27.01.2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу ГУ-Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, истца на решение от 28.06.2010 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьёй Огородниковым М.С. на постановление от 28.10.2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Марковой Т.Т., Сафроновой М.С., Солоповой Е.А. по иску (заявлению) ГУ-Главного управления Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области о взыскании недоимки и пени к ЗАО "СК ГЕРМЕС-ВИАДУК" 3 лицо: ИФНС России N 9 по г. Москве, установил:
Государственное учреждение - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ЗАО "СК ГЕРМЕС-ВИАДУК" (далее - ответчик) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в сумме 87 443 руб. 99 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена ИФНС России N 9 по г. Москве.
Решением суда от 28.06.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010, заявление отклонено. При этом судебные инстанции исходили из того, что налоговым органом не было принято решение о доначислении взносов на обязательное пенсионное страхование. По выводу судов, акт выездной налоговой проверки, в котором отражены сведения о неполной уплате страхователем страховых взносов, не является достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой заявителя, который просит судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя, предъявление требований об уплате недоимки по страховым взносам на основании полученных от налогового органа сведений соответствует Соглашению между Федеральной налоговой службой России и Пенсионным Фондом России от 02.12.2003 N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С.
Отзыв на жалобу не представлен.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
В соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ, совещаясь на месте, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и 3 лица.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы и требования жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда обстоятельствам и материалам дела, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и взыскание недоимки, пеней по страховым взносам относится к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
В силу пункта 3 статьи 25 Закона взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 25.1 Закона предусмотрено, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, ни из текста Закона, ни из Приказов ФНС России от 02.08.2005 N САЭ-4-05/49дсп "Об утверждении Разъяснений по проведению камеральных проверок отчетности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемой лицами, производящими выплаты физическим лицам" и от 27.06.2005 N САЭ-4-05/28дсп "Об утверждении Разъяснений по проведению выездных налоговых проверок по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, лиц, производящими выплаты физическим лицам" не следует, что сведениями, которые налоговый орган должен направлять Пенсионному фонду, являются решения налогового органа о доначислении (взыскании) страховых взносов.
Такой вывод не следует и из пункта 3.3 Порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положении Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров, утв. Совместным распоряжением Пенсионного фонда России и ФНС России от 28.12.2006 N 282р/231, на который сослался суд.
В соответствии с данным пунктом по результатам проверок налоговые органы передают территориальным органам ПФР материалы в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 10 календарных дней со дня вручения указанных материалов проверки плательщику.
Действующее законодательство не предусматривает наличие у налоговых органов полномочий для принятия решений о взыскании со страхователей обязательных платежей и санкций на основании норм указанного Закона.
Взыскание налоговыми органами недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, соответствующих пени и штрафа противоречит правовой позиции, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 г. N 105.
Согласно указанному письму, в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2006, следует иметь в виду, что полномочиями по взысканию указанных сумм наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не обладают.
Таким образом, налоговые органы не вправе выставлять страхователям требования об уплате страховых взносов и взыскивать страховые взносы (в том числе, выносить решения о взыскании), поскольку данные действия находятся в компетенции территориальных органов Пенсионного фонда.
Основным способом администрирования налоговых органов в области контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является их взаимодействие с территориальными органами Пенсионного фонда путем направления соответствующей информации и подтверждающих задолженность документов.
Согласно пункту 4 статьи 25 Закона взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц пятьдесят тысяч рублей, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 25.1 Закона до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, о сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ ответчик является плательщиком единого социального налога, а в силу пункта 1 статьи 6 Закона также страхователем по обязательному пенсионному страхованию как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу.
Объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (пункт 1 статьи 236 НК РФ).
Как следует из материалов дела, ИФНС России N 9 по г. Москве в ходе выездной проверки ответчика установила занижение им налоговой базы по единому социальному налогу (ЕСН) за 2007 год в сумме 505 487 руб., отразив в акте проверки от 30.06.2009, что указанное нарушение стало причиной неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 72 454 руб. По результатам проверки принято решение от 11.08.2009 N 12-04/6647 о доначислении ЕСН в связи с выявленным нарушением. Согласно справке ИФНС России N 9 по г. Москве, вынесенное налоговым органом решение ответчиком не оспорено.
Соответствующий раздел акта проверки, а также иные материалы проверки были направлены Пенсионному фонду 28.09.2009 (л.д.11-12).
Получив указанные сведения, заявитель направил ответчику требование N 79т об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 27.10.2009 в общей сумме 87 443,99 руб., в том числе недоимка 72 454,29 руб., в срок до 17.11.2009.
Неисполнение требования послужило основанием для обращения в суд в соответствии с положениями статьи 25.1 Закона.
При таких обстоятельствах суду следовало проверить обоснованность заявленных требований, правильность расчета недоимки и пеней и принять соответствующее закону решение.
В полномочия суда кассационной инстанции проверка обоснованности заявленных требований не входит.
В связи с изложенным дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд 1 инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить сумму недоимки, подлежащей взысканию с ответчика и принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 июня 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2010 года по делу N А40-14039/10-111-73 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий |
С.И. Тетёркина |
Судьи |
М.К. Антонова |
|
В.А. Черпухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 25.1 Закона до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, о сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ ответчик является плательщиком единого социального налога, а в силу пункта 1 статьи 6 Закона также страхователем по обязательному пенсионному страхованию как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу.
Объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (пункт 1 статьи 236 НК РФ).
...
Неисполнение требования послужило основанием для обращения в суд в соответствии с положениями статьи 25.1 Закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 февраля 2011 г. N КА-А40/17693-10 по делу N А40-14039/10-111-73
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/17693-10