Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 13
Нормы браковки канатов грузоподъемных кранов
1. Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в настоящем приложении.
Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:
а) характер и число обрывов проволок (рис. 1-3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
б) разрыв пряди;
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна проводиться по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1 и рис. 4.
Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 7).
Таблица 1
Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются
Число несущих проволок в наружных прядях |
Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам |
Тип свивки |
ГОСТ на канат |
Группа классификации (режима) механизма |
|||||||
M1, М2, М3 и М4 |
М5, М6, М7 и М8 |
||||||||||
крестовая свивка |
односторонняя свивка |
крестовая свивка |
односторонняя свивка |
||||||||
на участке длиной | |||||||||||
6d |
30d |
6d |
30d |
6d |
30d |
6d |
30d |
||||
n <= 50 |
6х7(6/1) |
|
|
2 |
4 |
1 |
2 |
4 |
8 |
2 |
4 |
6х7(1+6)+1х7(1+6) |
ЛК-О |
3066-80 |
|||||||||
6х7(1+6)+1о.с. |
ЛК-О |
3069-80 |
|||||||||
8х6(0+6)+9о.с. |
ЛК-О |
3097-80 |
|||||||||
51 <= n <= 75 |
6х19(9/9/1)* |
|
|
3 |
6 |
2 |
3 |
6 |
12 |
3 |
6 |
6х19(1+9+9)+1 о.с. |
ЛК-О |
3077-80 |
|||||||||
6х19(1+9+9)+7х7(1+6)* |
ЛК-О |
3081-80 |
|||||||||
76 <= n <= 100 |
18х7(1+6)+1о.с. |
ЛК-О |
7681-80 |
4 |
8 |
2 |
4 |
8 |
16 |
4 |
8 |
101 <= n <= 120 |
8x19(9/9/1)* |
|
|
5 |
10 |
2 |
5 |
10 |
19 |
5 |
10 |
6х19(12/6/1) |
|
|
|||||||||
6х19(12/6+6/F1) |
|
|
|||||||||
6х25FS(12/12/1)* |
|
|
|||||||||
6x19(1+6+6/6)+7x7(1+6) |
ЛК-Р |
14954-80 |
|||||||||
6x19(1+6+6/6)+1o.c. |
ЛК-Р |
2688-80 |
|||||||||
6х25(1+6; 6+12)+1o.c. |
ЛК-З |
7665-80 |
|||||||||
6х25(1+6; 6+12)+7x7(1+6) |
ЛК-З |
7667-80 |
|||||||||
121 <= n <= 140 |
8х16(0+5+11)+9o.c. |
ТК |
3097-80 |
6 |
11 |
3 |
6 |
11 |
22 |
6 |
11 |
141 <= n <= 160 |
8х19(12/6+6F/1) |
|
|
6 |
13 |
3 |
6 |
13 |
26 |
6 |
13 |
8x19(1+6+6/6)+1o.c. |
ЛК-Р |
7670-80 |
|||||||||
161 <= n <= 180 |
6х36(14/7+7/7/1)* |
|
|
7 |
14 |
4 |
7 |
14 |
29 |
7 |
14 |
6x30(0+15+15)+7o.c. |
ЛК-O |
3083-80 |
|||||||||
6x36(1+7+7/7+14)+1o.c.* |
ЛК-РО |
||||||||||
6x36(1+7+7/7+14)+ +7x7(1+6)* |
ЛК-РО |
||||||||||
181 <= n <= 200 |
6x31(1+6+6/6+12)+1o.c. |
|
|
8 |
16 |
4 |
8 |
16 |
32 |
8 |
16 |
6x31(1+6+6/6+12)+7x7(1+6) |
|
|
|||||||||
6x37(1+6+15+15)+1o.c. |
ТЛК-О |
||||||||||
201 <= n <= 220 |
6х41(16/8+8/8/1)* |
|
|
9 |
18 |
4 |
9 |
18 |
38 |
9 |
18 |
221 <= n <= 240 |
6х37(18/12/6/1) |
|
|
10 |
19 |
5 |
10 |
19 |
38 |
10 |
19 |
18х19(1+6+6/6)+1о.с. |
ЛК-Р |
3088-80 |
|||||||||
241 <= n <= 260 |
|
|
|
10 |
21 |
5 |
10 |
21 |
42 |
10 |
21 |
261 <= n <= 280 |
|
|
|
11 |
22 |
6 |
11 |
22 |
45 |
11 |
22 |
281 <= n <= 300 |
|
|
|
12 |
24 |
6 |
12 |
24 |
48 |
12 |
24 |
300 <= n |
|
|
|
0,04n |
0,08n |
0,02n |
0,04n |
0,08n |
0,16n |
0,04n |
0,08n |
Примечания:
1. n - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.
2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.
4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.
5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.
6. Незаполненные строки в графе "Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам" означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 5, д) или коррозии (см. рис. 6, д) на 40% и более канат бракуется.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента. обеспечивающего аналогичную точность.
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.
Таблица 2
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % |
Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1 |
10 |
85 |
15 |
75 |
20 |
70 |
25 |
60 |
30 и более |
50 |
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.
4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 8), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.
5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 9). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Н_в и свивки каната Н_к канат бракуется при d_в >= 1,08 d_к, где d_в - диаметр спирали волнистости, d_к - номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при d_в >= 4/3d_к. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25d_к.
7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 10); выдавливания сердечника (рис. 11); выдавливания или расслоения прядей (рис. 12); местного увеличения диаметра каната (рис. 13); местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 7); раздавленных участков (рис. 14); перекручиваний (рис. 15); заломов (рис. 16); перегибов (рис. 17); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.