Европейский Суд по правам человека
(III Секция)
Решение от 8 июля 2003 г.
по вопросу приемлемости жалобы N 59320/00
"Фон Ганновер против Германии"
[Von Hannover - Germany]
(извлечение)
См. Постановление Европейского Суда по правам человека от 24 июня 2004 г. (III Секция). Дело "Принцесса Ганноверская против Германии" [Von Hannover - Germany] (Жалоба N 59320/00) (извлечение)
Обстоятельства дела
Заявительница - старшая дочь принца Монако Ренье III. В некоторых журналах Германии были опубликованы фотографии, сделанные папарацци, на которых были запечатлены сцены из быта заявительницы, ее детей и ее спутника. Принцесса Ганноверская обратилась в суды Германии с требованием об издании судебного запрета на любые новые публикации этих фотографий. Свои требования заявительница обосновывала правом на охрану интересов личности, гарантируемое Основным Законом Германии* (* Так в Германии именуется конституция страны, принятая в 1949 году (прим. перев.).) и ее правом на уважение семейной жизни и ее имиджа в соответствии с Законом Германии "Об авторском праве". Нижестоящие суды частично отказали в иске, в частности, на том основании, что как лицо, несомненно, являющееся "фигурой" нашего времени (eine "absolute" Person der Zeigeschichte), она должна терпеть публикации подобных фотографий, сделанных в общественных местах и опубликованных без ее согласия.
Своим постановлением от 19 декабря 1995 года Верховный федеральный суд частично удовлетворил требования заявительницы, запретив дальнейшую публикацию фотографий, на которых она была запечатлена с ее спутником на террасе ресторана, на том основании, что данные фотографии нарушали ее право на уважение ее частной жизни. Верховный федеральный суд указал, что даже те лица, которые, несомненно, считаются "фигурами" нашего времени, имеют право на уважение частной жизни. Действие этой гарантии не ограничивается их домом, но распространяется также и на публикацию фотографий. Однако вне своего дома такие лица могут рассчитывать на действие гарантий неприкосновенности своей частной жизни только если они находятся в таком изолированном месте (in eine ortliche Abgeschiedenheit), где - как это очевидно каждому - они стремятся к уединенности, и где, считая себя укрытыми от постороннего взгляда, они могут вести себя в конкретной ситуации так, как они не стали бы себя вести, находись они в общественном месте. Таким образом, публикация фотографий, которые были сделаны тайно и (или) неожиданно для лица, которое уединилось в изолированное место, являлась актом незаконного вторжения в частную жизнь человека.
С другой стороны, Верховный федеральный суд отказал в удовлетворении остальной части иска на том основании, что как лицо, бесспорно, являющееся "фигурой" нашего времени, заявительница должна была терпеть публикацию своих фотографий, отснятых в общественных местах, даже если они являются фотографиями сцен ее обыденной жизни, а не фотографиями при исполнении ею официальных обязанностей. Общество имеет законный интерес в том, чтобы знать, где находится принцесса Ганноверская и как она себя ведет на публике.
В декабре 1999 года Федеральный конституционный суд удовлетворил жалобу заявительницы частично, указав на то, что фотографии, на которых была запечатлена заявительница в компании своих детей в общественных местах, нарушали ее право на охрану неприкосновенности ее личности, а также ее право на охрану ее семейной жизни. Принцесса Ганноверская возбуждала два других исковых производства по данному вопросу. Она проиграла дела, особенно, что касается применения принципов, сформулированных в декабре 1995 года в постановлении Верховного федерального суда и в декабре 1999 года в базовом постановлении Федерального конституционного суда.
Решение
Жалоба признана приемлемой, что касается Статьи 8 Конвенции.
Судебный спор, относящийся к трем фотографиям, на которых заявительница была запечатлена с ее детьми, был прекращен после достижения сторонами мирового соглашения в суде Германии. Эти фотографии поэтому не являются более предметом настоящей жалобы. Представитель властей Германии в Европейском Суде полагает, что жалоба заявительницы в отношении нарушения права на уважение ее семейной жизни является несовместимой с правилом о предметной неподсудности (ratione materiae) Европейского Суда, поскольку ни одна из фотографий, на которые ссылается в своей жалобе принцесса Ганноверская, не запечатлела заявительницу с членами ее семьи. Европейский Суд принял решение объединить рассмотрение этого вопроса с рассмотрением жалобы по существу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Европейского Суда по правам человека от 8 июля 2003 г. по вопросу приемлемости жалобы N 59320/00 "Фон Ганновер против Германии" [Von Hannover - Germany] (III Секция) (извлечение)
Текст решения опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 12/2003.
Перевод: Власихин В.А.