Комментарий к Федеральному закону от 16.10.2010 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования"
Основной перечень нововведений
Основные изменения, внесенные Федеральным законом от 16.10.2010 N 272-ФЗ в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и ст. 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", связаны с выделением льготных категорий плательщиков страховых взносов, для которых установлены специальные тарифы. К их числу относятся:
- организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий;
- хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями и вузами;
- резиденты технико-внедренческих особых экономических зон.
В Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" также внесены изменения, касающиеся снижения тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Относительно изменений в ч. 5 ст. 8
Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в РФ. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством РФ. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи, а сумма менее 500 руб. отбрасывается.
Данное положение вступает в силу с 1 января 2011 года. Эта поправка устанавливает порядок увеличения предельного размера базы для начисления страховых взносов (415 000 руб., проиндексированные с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации), с сумм превышения которой страховые взносы во внебюджетные фонды не начисляются. Размер указанной величины определяет и устанавливает Правительство РФ (ранее Правительство РФ определяло размер индексации).
Относительно ч. 2 ст. 12
Таблица 1
Тарифы страховых взносов в 2011-2012 годах, %
Внебюджетный фонд | 2011 год | 2012 год |
Пенсионный фонд РФ | 26 | 26 |
ФСС России | 2,9 | 2,9 |
Федеральный ФОМС | 3,1 (вместо 2,1) | 5,1 (вместо 2,1) |
Территориальные ФОМС | 2 (вместо 3) | 0 (вместо 3) |
Относительно изменений в ст. 33
Речь идет о взаимодействии налоговых органов и внебюджетных фондов, осуществляющих контроль над обоснованностью применения пониженных тарифов страховых взносов: индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, хозяйственными обществами, созданными бюджетными научными учреждениями, организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий.
Налоговые органы должны предоставлять контролирующим органам информацию, необходимую для проверки соблюдения требований:
1) организациями, осуществляющими деятельность в сфере информационных технологий (в т.ч. вновь созданными):
- относительно доли доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам - не менее 90% в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, за указанный период;
2) применяющими УСН хозяйственными обществами, созданными бюджетными научными учреждениями.
Информация передается налоговыми органами в органы контроля над уплатой страховых взносов в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору над соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, и ПФР, а также соглашением между контролирующим федеральным органом исполнительной власти и ФСС России.
Таким образом, налоговые органы обязаны предоставлять для осуществления контроля информацию, необходимую для проверки соблюдения организациями установленных требований для правомерного применения пониженных тарифов. Кроме того, в оговоренных Законом случаях налоговые органы будут участвовать в проводимых органами контроля выездных проверках. В настоящее время ФНС России проводится совместная с ПФР работа по подготовке новой редакции Соглашения по информационному взаимодействию между МНС России и ПФР от 02.12.2003 N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С. Проект новой редакции предусматривает передачу органами ПФР информации о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование территориальным налоговым органам на постоянной основе. Ведется также подготовка соглашения по информационному взаимодействию между ФНС России и ФСС России.
На основании действующих в настоящее время Соглашений по информационному взаимодействию между МНС России и ПФР от 02.12.2003 N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С и между МНС России и ФСС России от 19.08.2003 N БГ-16-05/113/02-08/06-1907П территориальные налоговые органы и региональные отделения указанных фондов вправе заключать дополнительные соглашения по основным параметрам обмена информацией.
Относительно дополнений в ст. 57
Тарифы страховых взносов составляют 0% (кроме тарифа в Пенсионный фонд РФ - 14%) для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, если:
- они имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны: осуществляют разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, и доля доходов от реализации вышеуказанной продукции составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам. Сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 НК РФ (доходы от реализации и внереализационные доходы за вычетом сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав));
- организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ;
- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 50 человек.
Для вновь созданных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, предусмотрены те же условия (расчеты осуществляются по итогам отчетного (расчетного) периода).
Если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из вышеперечисленных условий (в т.ч. в случае лишения ее государственной аккредитации), она лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, когда выявлено несоответствие установленным условиям и (или) аннулирована государственная аккредитация.
Относительно изменений в ст. 58
Внесенные поправки устанавливают пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2019 годов (см. табл. 2).
Таблица 2
Тарифы страховых взносов в течение 2011-2014 годов, %*(1)
Внебюджетный фонд | 2011 год | 2012 год | 2013-2014 годы |
Пенсионный фонд РФ, в т.ч. | 16 | 16 | 21 |
на финансирование страховой части трудовой пенсии для лиц | |||
1966 года рождения и старше | 16 | 16 | 21 |
1967 года рождения и моложе | 10 | 10 | 15 |
на финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц | |||
1967 года рождения и моложе | 6 | 6 | 6 |
Фонд социального страхования | 1,9 | 1,9 | 2,4 |
Федеральный ФОМС | 1,1 | 2,3 | 3,7 |
Территориальные ФОМС | 1,2 | 0 | 0 |
Вышеуказанные тарифы применяются для следующих категорий для плательщиков страховых взносов:
- сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕСХН;
- плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений; общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а их доля заработной платы в фонде оплаты труда - не менее 25%; учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов (постановление Правительства РФ от 28.09.2009 N 762) (см. табл. 3).
Таблица 3
Тарифы страховых взносов в течение 2011-2019 годов, %*(2)
Внебюджетный фонд | 2011 год | 2012-2017 годы | 2018 год | 2019 год |
Пенсионный фонд РФ, в т.ч. | 8 | 8 | 13 | 20 |
на финансирование страховой части трудовой пенсии для лиц | ||||
1966 года рождения и старше | 8 | 8 | 13 | 20 |
1967 года рождения и моложе | 2 | 2 | 7 | 14 |
на финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц | ||||
1967 года рождения и моложе | 6 | 6 | 6 | 6 |
Фонд социального страхования | 2 | 2 | 2,9 | 2,9 |
Федеральный ФОМС | 2 | 4 | 5,1 | 5,1 |
Территориальные ФОМС | 2 | 0 | 0 | 0 |
Данные тарифы установлены:
1) для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ ведется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и передается в орган контроля над уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом должны выполняться следующие условия:
- осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности. Под НИОКР подразумеваются работы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности изобретательство;
- применение УСН.
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 Закона N 127-ФЗ и п. 8 ст. 28 Закона N 125-ФЗ бюджетные научные учреждения и вузы вправе создавать хозяйственные общества в целях практического применения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности. К ним относятся программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности должны принадлежать данным учреждениям и вузам. Такая возможность появилась в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ;
2) для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на ее территории. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа созданы в Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Томске (постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N 783, 781, 780, 779). В 2010 году указанные страхователи перечисляли взносы в размере 14% только в ПФР (п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
3) для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных. При этом должны выполняться указанные выше условия относительно доли доходов, численности работников и государственной аккредитации.
Контроль над соблюдением требований, установленных для плательщиков страховых взносов, применяющих пониженные тарифы, осуществляется на основании отчетности, представляемой плательщиками.
Новая редакция положений Законов о страховых взносах и об обязательном пенсионном страховании в части установления пониженных тарифов распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Е.Е. Смирнова,
доцент кафедры "Налоги и налогообложение"
ФГОБУВПО "Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации", к.э.н.
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С учетом платежей в ПФР по Закону N 167-ФЗ.
*(2) С учетом платежей в Пенсионный фонд РФ по Федеральному закону N 167-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1