Оплата обеспечения заявки на участие в государственных и муниципальных закупках
Законом от 3 ноября 2010 г. N 290-ФЗ внесены изменения в законодательство о размещении государственного и муниципального заказа на поставку товаров (оказание услуг, выполнение работ), касающееся размера обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах. С учетом данного изменения в статье рассмотрены спорные ситуации, которые могут возникнуть у участников размещения заказа в связи с уплатой обеспечения.
Платить нужно меньше
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов.
Согласно части 2 статьи 15 Закона N 94-ФЗ размещение заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном главами 2-4 Закона N 94-ФЗ, с учетом положений данной статьи.
При этом положениями главы 2 Закона N 94-ФЗ регулируется размещение заказа путем проведения конкурса, главой 3 Закона N 94-ФЗ - путем проведения аукциона, главой 3.1 - путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Статья 15 Закона N 94-ФЗ не содержит особых положений, касающихся обеспечения заявок на участие в торгах. Учитывая данное обстоятельство, эти вопросы регулируются нормами Закона N 94-ФЗ применительно к конкретным процедурам размещения заказа, указанным выше.
Закон N 94-ФЗ предоставляет заказчику право установить обеспечение заявок.
Исходя из положений части 4 статьи 20 Закона N 94-ФЗ (конкурс), части 5 статьи 32 Закона N 94-ФЗ (аукцион) и части 5 статьи 41.1 Закона N 94-ФЗ (открытый аукцион в электронной форме) размер обеспечения заявки на участие в торгах не может превышать 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Это означает, что заказчику предоставлена граница, в пределах которой он вправе определять размер обеспечения заявки: например, при начальной цене контракта в 1 млн. рублей максимально возможный размер обеспечения составляет 50 000 рублей.
Отметим, что заказчик вправе в соответствующей документации о торгах привязать размер обеспечения заявки к цене, предлагаемой самостоятельно участником. При этом минимальный размер обеспечения заявок для конкурсов и аукционов не предусмотрен, а для открытых аукционов в электронной форме он определен как 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В то же время на практике, как правило, заказчики стандартно устанавливают максимально возможный размер обеспечения в 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства", принятым в соответствии со статьей 4 Закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", установлено предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для малых предприятий в размере 400 млн. рублей.
Очевидно, что для малого предприятия зачастую уплатить обеспечение заявки на участие в торгах в требуемом размере либо невозможно (по причине отсутствия на расчетном счете большой суммы денежных средств), либо экономически нецелесообразно (процедура возврата уплаченных сумм обеспечения может растянуться на несколько месяцев).
Тем не менее ранее никакой дифференциации максимально допустимого размера обеспечения заявки на участие в торгах для случаев размещения заказа у субъектов малого предпринимательства Законом N 94-ФЗ не устанавливалось.
Законом от 3 ноября 2010 г. N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) внесены изменения в Закон N 94-ФЗ, согласно которым размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, аукционе или открытом аукционе в электронной форме для субъектов малого предпринимательства не может превышать 2 процентов от начальной (максимальной) цены контракта (лота).
В соответствии со статьей 2 Закона N 290-ФЗ данные изменения вступили в силу со дня его официального опубликования (10 ноября 2010 г.).
Размер рассчитывайте точно
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе.
Исходя из изложенного, при установлении в соответствующей документации требования обеспечения заявки участник размещения заказа должен внести денежные средства в качестве обеспечения заявки в полном объеме и представить документ, подтверждающий такое перечисление, или его копию.
Следует отметить, что комиссия не оценивает существенность или несущественность недостающей суммы обеспечения заявки, а признает заявку не соответствующей требованиям документации, если сумма, указанная в платежном поручении, меньше требуемой в соответствии с условиями документации.
Главное - приложить документ
Согласно формулировке пункта 3 части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ организация или физическое лицо могут быть допущены к участию в торгах, если в документации было установлено требование обеспечения заявки путем внесения соответствующих денежных средств и участник размещения заказа до окончания срока, предусмотренного для подачи заявок, представил в банк платежные документы на перечисление на счет заказчика денежных средств для обеспечения заявки на участие, также у участника имеются надлежащие документы, подтверждающие внесение данных средств в требуемом размере (копии данных документов приложены к заявке), однако денежные средства поступили на счет заказчика не на дату рассмотрения заявки, а через некоторое время.
Таким образом, условием допуска к торгам является не фактическое поступление обеспечения на счет заказчика, а приложение документа, подтверждающего перечисление денежных средств на данный счет, в составе соответствующей заявки.
Оригинал платежки прикладывать не нужно
Положения Закона N 94-ФЗ не предусматривают требования от участника размещения заказа иных документов и сведений, кроме предусмотренных Законом N 94-ФЗ. Требовать от участника размещения заказа представления оригиналов документов также недопустимо.
Следовательно, требования документации о представлении в составе заявки оригинальной выписки из банка либо оригинального платежного поручения не соответствуют Закону N 94-ФЗ. Отметим также, что выписка из банка не является документом, подтверждающим внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки.
В судебной практике существует следующая точка зрения в отношении признания судом неправомерным подобного требования, установленного в конкурсной документации (например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2009 г. по делу N 17АП-2990/2009-АК).
В данном деле арбитры указали, что факт внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе участники размещения заказа подтверждают платежным поручением (квитанцией в случае наличной формы оплаты) с отметкой банка об оплате. В том случае, если перевод денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником размещения заказа при помощи системы "Банк - Клиент", факт внесения денежных средств в обеспечение заявки на участие в конкурсе подтверждается оригинальной выпиской из банка, подтверждающей перевод денежных средств. Соответствующее платежное поручение с отметкой банка об оплате (квитанция в случае наличной формы оплаты, оригинальная выписка из банка в случае внесения соответствующих денежных средств, при помощи системы "Банк - Клиент") должно быть подано участником размещения заказа в составе документов, входящих в заявку на участие в конкурсе.
При отсутствии в составе заявки указанного платежного поручения (квитанции об оплате, оригинальной выписки из банка) с отметкой банка об оплате участнику размещения заказа, подавшему соответствующую заявку, отказывается в допуске к участию в конкурсе.
Таким образом, требования о представлении оригинальной выписки из банка в случае внесения денежных средств при помощи системы "Банк - Клиент" не соответствуют пункту 3 части 3, части 4 статьи 25 Закона N 94-ФЗ, согласно которым подлежат представлению только документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, ведь выписка из банка таким документом не является.
Как установлено судом, платежное поручение содержит все необходимые реквизиты, в том числе назначение платежа и банковский счет. Следовательно, законных оснований для непринятия платежного поручения в качестве документа, подтверждающего внесение денежных средств, у комиссии по размещению муниципального заказа не имелось.
Банковские реквизиты в заявке
Практика свидетельствует, что часто заказчики, предусматривая в документации требование о внесении обеспечения заявки, требуют от участников размещения заказа в заявке указать свои банковские реквизиты.
Следует отметить, что нормы глав 2, 3, 3.1 Закона N 94-ФЗ не предусматривают указание участниками размещения заказа своих банковских реквизитов.
Следовательно, необходимость указания участниками размещения заказа в заявках своих банковских реквизитов отсутствует, вне зависимости от того, предусмотрено соответствующей документацией требование обеспечения заявки или нет.
Вносите обеспечение сами
Из Закона N 94-ФЗ напрямую не следует ответа на вопрос о праве третьего лица вносить обеспечение за участника размещения заказа и возможности допуска в таком случае участника к торгам.
Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.
Часть судов исходит из позиции, согласно которой, если возможность оплаты суммы обеспечения третьим лицом за участника торгов прямо не предусмотрена документацией, заказчик не вправе принимать такие платежи как платежи участника размещения заказа.
ФАС Центрального округа в постановлениях от 20 июня 2007 г. по делу N А14-6332-2006/323/5 и от 4 июля 2008 г. по делу N Ф10-2930/08 указал, что возможность перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе третьим лицом за участника конкурса должна быть предусмотрена конкурсной документацией, в ином случае третье лицо не вправе вносить денежные средства в качестве обеспечения заявки за участника конкурса.
В то же время существует иная позиция, согласно которой положения Закона N 94-ФЗ не содержат прямого указания на исполнение требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе лично участником (например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2008 г. по делу N АЗЗ-10911/2007-03АП-1810/2008).
Таким образом, во избежание излишних проблем в виде отказа в допуске к участию в торгах обеспечение заявки следует вносить участнику размещения заказа самостоятельно.
Обеспечение вернут в любом случае
Законом N 94-ФЗ предусмотрен четкий порядок возврата обеспечения после проведения конкурса. При этом участникам, не признанным победителями, обеспечение возвращается после подведения итогов торгов, а победителю - только после заключения контракта.
Конечно, это следует учитывать еще до подачи заявки, ведь за прошедшее время у организации может возникнуть необходимость в использовании соответствующих денежных средств.
В то же время никаких дополнительных уведомлений и требований, направляемых заказчику участником размещения заказа, относительно возврата денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки, Закон N 94-ФЗ не предусматриваете.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
"Бюджетный учет", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100