Совершенствование регулирования внешнеэкономической деятельности
В условиях современного экономического развития нашего государства большую роль играет внешнеэкономическая деятельность, связанная с импортом или экспортом товаров (работ, услуг). В целях ее совершенствования принят Федеральный закон от 03.11.2010 N 285-ФЗ "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Главным регулятором любой торговли всегда является законодательство. Оно позволяет контролировать товарооборот на территории государства, предотвратить попытки незаконного оборота товаров и легализацию доходов, полученных незаконных путем, избежать утечки наукоемких технологий и технологий двойного назначения.
Внешнеторговый договор - один из основных документов, необходимых для совершения таможенных операции в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (ТС). Предмет договора и его содержание определяют выбор таможенной процедуры и особенности декларирования товара.
Закон N 285-ФЗ внес изменения:
- в статью 45 главы 10 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", являющегося основой правового регулирования внешнеторговых бартерных сделок;
- в статью 165 НК РФ в части, касающейся порядка реализации внешнеторговой товарообменной (бартерной) сделки и представления документов для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% при осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных сделок).
Напомним. Внешнеторговая бартерная сделка - сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств*(1).
Рассмотрим особенности реализации внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих операции, связанные с обменом товарами, работами, услугами, интеллектуальной собственностью, с учетом изменений, внесенных Законом N 285-ФЗ в законодательство РФ об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в НК РФ и в таможенное законодательство ТС.
Изменения, внесенные в абзац 4 подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ, обязывают налогоплательщиков в случае совершения внешнеторговых товарообменных (бартерных) сделок, при которых товары ввозятся на территорию России, выполняются работы (оказываются услуги), представлять в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров, выполнение работ (оказание услуг) и их оприходование.
Содержание внешнеторговых товарообменных (бартерных) сделок может иметь разный характер. Например, иностранный контрагент может исполнять свои обязательства способом, не предусматривающим ввоза товаров на территорию РФ. Для усиления контроля за такой сделкой подпункт 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ дополнен абзацем 5, согласно которому в случае осуществления налогоплательщиком внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, при которых в соответствии с условиями внешнеторговой товарообменной операции товары не ввозятся на территорию Российской Федерации, налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы следующие документы (их копии), подтверждающие получение им этих товаров за пределами территории РФ (на ее территории) и их оприходование:
- коммерческие (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС);
- транспортные (коносамент, накладные или иные, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке);
Напомним. Декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров, а также документы, составляемые исключительно для таможенных целей.
Поэтому для российского хозяйствующего субъекта - участника внешнеторговой товарообменной (бартерной) сделки важно, чтобы в заключаемом договоре были указаны:
- перечень документов, представляемых торговыми контрагентами друг другу;
- характер документов (оригинал или копия), в случае представления копий - порядок их заверения;
- количество и сроки представления документов.
Такой подход обеспечит возможность исполнения сторонами требований, установленных национальным законодательством государства, в котором участник сделки зарегистрирован в качестве хозяйствующего субъекта.
Следует обратить внимание, что документы, подтверждающие надлежащее исполнение внешнеторговых обязательств, должны представляться для целей государственного контроля в федеральные органы исполнительной власти, например в налоговые и таможенные органы, в территориальный орган Минпромторга, оформивший паспорт внешнеторговой бартерной сделки.
Напомним. Паспорт внешнеторговой бартерной сделки - документ, необходимый для контроля за внешней торговлей товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, осуществляемой на основании внешнеторговых бартерных сделок*(2).
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, в функции которого входит оформление паспорта бартерной сделки, является Минпромторг России.
Содержание внешнеторговой товарообменной (бартерной) сделки, как и любого другого вида внешнеторгового договора (контракта), должно подробно определять перечень участников такого договора и их обязательства, а также раскрывать порядок реализации сделки.
Например, если товары (работы, услуги) по внешнеторговой (товарообменной) операции будут получены налогоплательщиком от третьего лица, указанного в данной операции в качестве лица, передающего товары (работы, услуги) за иностранное лицо, такие правоотношения должны быть предусмотрены внешнеторговым договором (контрактом) как передача исполнения обязательств по контракту третьим лицам. При невозможности изначально определить третьих лиц в содержании внешнеторгового договора рекомендуется определить порядок документального уведомления контрагентами друг друга о наступлении таких событий в рамках контракта.
В целях усиления контроля подпункт 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ дополнен абзацем 6, устанавливающим, что если товары (работы, услуги) по внешнеторговой товарообменной (бартерной) сделке получены налогоплательщиком от третьего лица, не указанного в данной операции в качестве лица, передающего товары (работы, услуги) за иностранное лицо, то в налоговые органы представляются документы (их копии), подтверждающие передачу этим третьим лицом налогоплательщику товаров (работ, услуг) во исполнение обязательств иностранного лица по передаче налогоплательщику товаров (работ, услуг) по вышеуказанной товарообменной (бартерной) операции.
Если товары (работы, услуги) получены налогоплательщиком от третьего лица, указанного в данной операции в качестве лица, передающего товары (работы, услуги) за иностранное лицо, представлять документы не требуется.
Представление налогоплательщиком в налоговые органы документов (их копий) при внешнеторговых товарообменных (бартерных) операциях, предусматривающих ввоз товаров на территорию РФ, выполнение работ (оказание услуг) или получение товаров за пределами территории РФ (на ее территории) и оприходование соответствующих товаров (работ, услуг) должны осуществляться с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Согласно общей концепции либерализации внешнеторговых операций, проводимой в России с 2003 года, Закон N 285-ФЗ внес поправки в статью 45 Закона N 164-ФЗ (изменена редакция частей 2 и 5, исключена часть 3).
Как гласит статья 2 Закона N 285-ФЗ, "российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки, в сроки, установленные условиями сделок, обязаны обеспечить ввоз на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза товаров, оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности соответствующими документами, а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных лиц в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных средств".
Аналогична правовая позиция, определяющая положения внешнеторгового договора (контракта) как основополагающего документа при осуществлении валютных операций, изложена в части 1 статьи 19 "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации" Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В соответствии с этой нормой при внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
- возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на территорию (неполученные на территории) РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Закон N 285-ФЗ внес поправки в Закон N 164-ФЗ без учета изменений, произошедших в таможенном законодательстве в 2010 году.
В связи с тем что с 1 июля 2010 года таможенное законодательство в Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан как государств, заключивших Таможенный союз, унифицировано, термин "таможенная территория Российской Федерации" в таможенном законодательстве ТС с 1 июля 2010 года не используется. Вместо него принят термин "единая таможенная территория Таможенного союза". Поэтому вместо "таможенная территория Российской Федерации" в статье 2 Закона N 285-ФЗ нужно было указать "территория Российской Федерации".
Следует отметить, что после вступления в силу ТК ТС перемещение товаров Таможенного союза через государственные границы стран - членов ТС осуществляется без подачи декларации при условии представления документов, подтверждающих статус товаров Таможенного союза.
Напомним. Товары Таможенного союза - находящиеся на таможенной территории ТС товары:
- полностью произведенные на территориях государств - членов ТС;
- ввезенные на таможенную территорию ТС и приобретшие статус товаров ТС в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов ТС;
- изготовленные на территориях государств - членов ТС из товаров, указанных выше, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров ТС в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов ТС*(3).
При этом необходимо учитывать, что сделка между сторонами имеет статус внешнеторговой, если она заключена между сторонами, коммерческие предприятия которых расположены в разных странах. Таким образом, если договор (контракт, сделка) заключен российским хозяйствующим субъектом с белорусским или казахским хозяйствующим субъектом, то такая сделка относится к внешнеторговой.
Приведенные соотношения правовых норм рекомендуется использовать при реализации внешнеторговых товарообменных (бартерных) сделок.
Е.В. Зыбина,
ведущий консультант отдела организации автоматизированной
технологии контроля Управления торговых ограничений,
валютного и экспортного контроля Федеральной
таможенной службы
"В курсе правового дела", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) пп. 3 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 03.11.2010)
*(2) пп. 19 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ
*(3) пп. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"