Актуальные вопросы уплаты страховых взносов в 2011 году
1 января 2011 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" многочисленными нормативными актами. В настоящей статье представлен материал о начислении и уплате страховых взносов с учетом основных новаций.
Являются ли учреждения силовых министерств и ведомств плательщиками страховых взносов? Согласно пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах плательщиками страховых взносов являются организации, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физическим лицам. В силу ст. 2 этого закона к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.
В статье 48 ГК РФ дано понятие юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения (п. 2 ст. 48 ГК РФ). Согласно положениям п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица могут создаваться в форме учреждений.
Кроме ГК РФ ведомственные нормативные акты также свидетельствуют о том, что учреждения силовых министерств и ведомств являются юридическими лицами*(1), а следовательно, организациями, поэтому подпадают под действие Закона о страховых взносах.
Таким образом, признаваясь организацией и производя выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, которыми могут являться как военнослужащие, так и лица, работающие по трудовым, гражданско-правовым договорам, учреждения силовых министерств и ведомств относятся к плательщикам страховых взносов.
Какие тарифы страховых взносов следует применять учреждениям силовых министерств и ведомств в 2011 году при начислении страховых взносов? Положениями федеральных законов N 272-ФЗ *(2) и 313-ФЗ *(3) внесены изменения в тарифы страховых взносов. Напомним, что под тарифом страхового взноса понимается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
В 2010 году тарифы страховых взносов были сохранены на уровне 2009 года. Организации-работодатели продолжали платить совокупный тариф в 26%, из которых 20% направлялись в ПФР, 2,9% - в ФСС, 1,1% - в ФФОМС и 2,0% - в ТФОМС.
В 2011 году с учетом внесенных в Закон о страховых взносах поправок их ставка возросла до 34%. Из них 26% уплачиваются в ПФР и распределяются следующим образом:
- в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии;
- в отношении работников 1967 года рождения и младше - 20% на финансирование страховой части, 6% - накопительная часть.
Остальные проценты идут в следующих пропорциях:
- 2,9% - в ФСС;
- 3,1 и 2% - в федеральный и территориальные фонды ОМС соответственно.
Кроме изменения тарифов следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933 "О предельной величине для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды". Согласно данному документу предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01.01.2011 подлежит индексации в 1,1164 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ. Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым, в частности, относятся и государственные (муниципальные) учреждения, база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составит в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 руб. нарастающим итогом. На выплаты и вознаграждения физическому лицу, превышающие эту величину, страховые взносы не начисляются.
Могут ли учреждения силовых министерств и ведомств применять пониженных тарифы для исчисления страховых взносов? Категории страхователей, применяющих пониженные тарифы в 2011-2019 годах, приведены в ст. 58 Закона о страховых взносах. В данном перечне поименованы учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах). В 2011 году эти категории страхователей исчисляют страховые взносы исходя из тарифа 20,2% (ПФР - 16%*(4), ФСС - 1,9%, ФФОМС - 1,1%, ТФОМС - 1,2%).
Таким образом, если учреждение силовых министерств и ведомств имеет, например, статус образовательного учреждения и создано для этих целей, оно вправе применить пониженные тарифы для начисления и уплаты страховых взносов.
Коснулись ли изменения сроков уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды? Что следует учесть учреждениям силовых министерств и ведомств при их перечислении? Изменения сроков уплаты страховых взносов не коснулись. Как и ранее, согласно п. 4 ст. 15 Закона о страховых взносах в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля.
В силу ст. 9 Закона о страховых взносах суммы денежного довольствия, выплачиваемые военнослужащим, не подлежат обложению страховыми взносами. Обязано ли учреждение, относящееся к силовым министерствам и ведомствам, составлять и подавать расчеты по страховым взносам во внебюджетные фонды? В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах не подлежат обложению страховыми взносами суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в органах:
- внутренних дел РФ;
- федеральной противопожарной службы;
- федеральной фельдъегерской связи;
- уголовно-исполнительной системы (а так же в учреждениях данного ведомства);
- таможенных органов РФ;
- по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 9 Закона о страховых взносах в базу для начисления страховых взносов, помимо выплат, указанных выше, также не включаются:
- в части страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР, - суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями. Выплаты и иные вознаграждения, осуществляемые в пользу обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;
- в части страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Однако исключение из базы для начисления страховых взносов указанных выплат позволяет учреждениям силовых министерств и ведомств не платить с них страховые взносы, но не освобождает от представления отчетности.
Поэтому следует обратить внимание на то, что с 01.01.2011 согласно внесенным в п. 9 ст. 15 Закона о страховых взносах Федеральным законом N 339-ФЗ*(5) изменениям отчетность в ПФР теперь необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом).
Таким образом, последними датами сдачи отчетности в 2011 году становятся 15 февраля, 16 мая*(6), 15 августа и 15 ноября.
Кроме того, с 2011 года ежеквартально надо сдавать не только расчеты по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС, но и сведения по персонифицированному учету в режиме "одного окна", что позволит работодателям сэкономить время. Напомним, что в 2010 году такие сведения представлялись раз в полугодие, в 2009 году и ранее - один раз в год. Представление сведений переучета более одного раза в год вызвано необходимостью чаще обновлять и пополнять сведения о пенсионных правах граждан, включая накопительную составляющую их будущей трудовой пенсии. Это, в свою очередь, будет влиять на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии (Информационное письмо ПФР от 11.01.2011).
Отчетность в ФСС учреждениям силовых министерств и ведомств следует сдать не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В каких случаях учреждениям силовых министерств ведомств придется представлять отчетность в электронном виде? В соответствии с п. 10 ст. 15 Закона о страховых взносах с 2011 года организации, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2011 года составила более 50 человек*(7), должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью (в 2010 году - более 100 человек).
Напомним, что в настоящее время порядок использования электронной цифровой подписи в документах регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Как указал ПФР в Информационном письме от 11.01.2011, внедрение электронного документооборота между страхователями и органами ПФР сокращает трудозатраты как организаций, так и территориальных органов ПФР при приеме и обработке отчетности, обеспечивает своевременность и оперативность представления отчетности страхователями.
Следует ли силовой структуре при определении численности учреждения учитывать всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, или из данного расчета нужно исключать военнослужащих, поскольку на выплаты им страховые взносы не начисляются? С заполнением показателя "Среднесписочная численность" все непросто. В рекомендуемом ПФР порядке*(8) заполнения расчета указано, что под этим показателем понимается среднесписочная численность работников, рассчитывать которую нужно за отчетный период в порядке, определенном Федеральной службой государственной статистики. Таким документом являются Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденные приказами Росстата от 12.11.2008 N 278 (далее - Указания N 278), от 13.10.2008 N 258, от 26.08.2009 N 184.
В силу п. 82 Указаний N 278 среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например на последнее число отчетного периода.
При расчете списочной численности в соответствии с п. 83 данного документа не включаются в списочную численность, в частности, военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы. Получается, на основании вышеизложенного в расчете среднесписочной численности для указания ее на титульном листе расчетов, подаваемых в ПФР и ФСС, не должны участвовать военнослужащие силового учреждения при исполнении ими обязанностей военной службы.
Однако, если обратиться к Закону о страховых взносах, рассчитывать надо среднесписочную численность не работников, а физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения. Поэтому, по нашему мнению, при расчете следует учитывать всех физических лиц, в пользу которых организация работодатель производит выплаты.
Во избежание конфликтной ситуации при сдаче отчетности, а также для получения более полного и обоснованного разъяснения по данному вопросу советуем обратиться в территориальное отделение ПФР.
После проведения камеральной проверки территориальными органами ПФР возникли разногласия. Вправе ли учреждение силовых министерств и ведомств подать в электронном виде документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов? Права и обязанности плательщиков страховых взносов перечислены в ст. 28 Закона о страховых взносах. В соответствии с пп. 4 п. 2 данной статьи они обязаны представлять в органы контрольные органы (ПФР и ФСС) документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов. Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом N 227-ФЗ в указанный подпункт, они могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Заметим, что аналогичные поправки внесены и в п. 3 ст. 29 Закона о страховых взносах. Согласно новому пп. 10 установлена обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов принимать расчеты страховых взносов, документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, в форме электронных документов наравне с документами, представленными на бумажных носителях.
Таким образом, с 01.01.2011 у учреждений появилась возможность представлять необходимые документы в электронном виде, если они необходимы для подтверждения правильности расчетов.
Разъясните, в течение какого периода следует хранить документы, подтверждающие уплату страховых взносов? В силу пп. 6 п. 2 ст. 28 Закона о страховых взносах плательщик страховых взносов обязан обеспечивать хранение документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов в течение шести лет.
Появились ли какие-либо изменения в части обжалования контрольных процедур, проводимых органами ПФР и ФСС? В пункт 1 ст. 55 Закона о страховых взносах Федеральным законом N 227-ФЗ внесены некоторые изменения, касающиеся порядка обжалования актов органов контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц.
Напомним, что каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц, если, по его мнению, акты, действия (бездействие) нарушают его права (ст. 53 Закона о страховых взносах).
Акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (ст. 51 Закона о страховых взносах).
В редакции Федерального закона N 227-ФЗ жалоба может быть подана не только в письменной форме, но и в форме электронного документа в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа. При подаче жалобы в форме электронного документа могут использоваться информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. При приложении к жалобе подтверждающих документов данные документы также могут быть оформлены как электронные. При подаче жалобы в форме электронного документа обеспечивается представление заявителю электронного документа, подтверждающего прием жалобы к рассмотрению.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), до принятия решения по ней может ее отозвать на основании письменного заявления или заявления в форме электронного документа.
Ю. Васильев,
д.э.н., генеральный директор КГ "Аюдар",
автор многочисленных книг, статей и публикаций
по бухгалтерскому учету и налогообложению
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. приказы МВД РФ от 25.10.2006 N 846, 847; Приказ Минобороны РФ от 07.09.2009 N 935.
*(2) Федеральный закон от 16.10.2010 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"и статью 33 Федерального закона "Об обязательном Пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 29.11.2010 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ".
*(4) От автора: в п. 5 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение пенсионных взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше - 10% на финансирование страховой части, 6% - накопительная часть.
*(5) Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(6) Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
*(7) Изменения внесены Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
*(8) От редакции: данный порядок носит рекомендательный характер, актуализируется по мере внесения изменений и дополнений в форму РСВ-1, размещается на сайте ПФР (www.pfrf.ru) в разделе "Работодателям" рядом с электронной версией формы РСВ-1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"