Учёт посреднических операций в типовой конфигурации "1С: Бухгалтерия предприятия 8"
В настоящее время предприятия часто нуждаются в квалифицированном посреднике, который может заключать сделки, представлять интересы в суде и т.д., в общем, выполнять те или иные юридические действия. Существует целый рынок профессиональных представителей, оказывающих данного рода услуги. Отношения, возникающие между посредником и заказчиком, принято называть "представительством", а наиболее распространённым договором при таких отношениях является договор поручения.
Как правило, права и обязанности, возникающие при действиях, совершённых представителями (поверенными) для стороны и за счёт заказчика (доверителя), возникают непосредственно у доверителя. Однако это нисколько не уменьшает и не упрощает систему ведения бухгалтерского учёта со стороны поверенного.
Фирмы поверенных могут заниматься продажей и покупкой товаров (работ, услуг), заключать различные сделки с контрагентами. При этом договоры с поставщиками могут заключаться в иностранной валюте, что приводит к возникновению курсовых разниц, которые необходимо относить на счёт доверителя.
Доверитель должен возмещать поверенному понесённые им издержки, снабжать средствами для исполнения поручения, а также выплачивать вознаграждение, если договор поручения является возмездным.
Зачастую фирмам поверенных необходим механизм учёта возмещаемых расходов по посредническим договорам в валюте взаиморасчётов с доверителем. Учёт может вестись как в рублях, так и в иностранной валюте.
Схема рублёвого учёта в "1С: Бухгалтерии предприятия 8"
Ведение учёта посреднических операций в рублях полностью реализуется средствами типовой конфигурации. Для учёта посреднических операций по видам возмещаемых расходов можно добавить отдельный субсчёт в типовой план счетов, например 76.07 для расчётов в рублях, и настроить набор аналитики для данного счёта следующим образом:
1. Субконто 1 - Контрагенты.
2. Субконто 2 - Договоры контрагентов.
3. Субконто 3 - Виды расходов. Виды расходов - это новый тип аналитики в списке видов субконто бухгалтерского и налогового учёта, который можно добавить в пользовательском режиме.
Рассмотрим набор типовых посреднических операций на примере таблицы 1.
Таблица 1
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Документ "1С: Бухгалтерия 8" | |
дебет | кредит | ||
50 | Платёжное поручение входящее от 09.01.2008 (Прочее поступление денежных средств), Получение денежных средств от доверителя для выполнения поручения | ||
118 | Платёжное поручение входящее от 09.01.2008 (Оплата от покупателя), гонорар | ||
50 | Поступление товаров и услуг от 11.01.2008 (Покупка/Комиссия) на сумму 50 рублей, акт с поставщиком. НДС включён в стоимость | ||
50 | Платёжное поручение исходящее от 18.01.2008 (Оплата поставщику), платёж на 50 рублей, оплата акта | ||
10 | Платёжный ордер списание денежных средств от 11.01.2008 (Прочее списание денежных средств) на сумму 10 рублей. Комиссия банка | ||
118 | Реализация товаров и услуг от 31.01.2008 (Продажа/комиссия), акт выполненных работ и отчёт по возмещаемым расходам | ||
18 | Выделен НДС | ||
118 | Реализация товаров и услуг от 31.01.2008 (Продажа/комиссия), зачёт аванса |
Здесь следует обратить внимание на регистрацию оплаты от доверителя: как правило, сумма платежа содержит часть, относящуюся к возмещаемым расходам, а часть - к гонорару поверенного. В этом случае в программу нужно ввести два документа "Платёжное поручение входящее" - один с видом операции "Оплата от покупателя" на сумму гонорара, второй с видом операции "Прочее поступление денежных средств" на сумму возмещаемых расходов. Счёт 76.07 и аналитика выбираются непосредственно в форме документа.
Для операций поступления товаров и услуг в случае отнесения расходов к возмещаемым, например для почтовых расходов, в качестве счёта учёта в табличной части "Услуги" нужно выбрать 76.07 и указать доверителя, для которого были выполнены данные работы. Если доверителей несколько, то общую сумму можно разбить на составляющие непосредственно в табличной части "Услуги", копируя строки и меняя доверителя (рис. 4).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Схема валютного учёта в "1С: Бухгалтерии предприятия 8"
При ведении учёта посреднических операций в валюте ситуация существенно усложняется. В рамках типовой конфигурации у пользователя нет возможности указать счёт отнесения курсовых разниц, отличный от счёта прочих доходов и расходов. Кроме того, пользователь не сможет корректно отразить операции поступления товаров и услуг или платёжные операции, когда валюта расчётов с поставщиком и доверителем различаются.
Для решения такой задачи необходимо доработать стандартную конфигурацию так, чтобы каждая операция по возмещаемым расходам отражалась в учёте как в рублях, так и в валюте взаиморасчётов с доверителем по курсу на дату совершения операции. Кроме того, потребуется отдельный субсчёт в типовой план счетов, например 76.77 для расчётов в валюте (признак учёта - валютный), и настроить набор аналитики по аналогии со счётом 76.07.
Типовой набор посреднических операций в валюте представлен в таблице 2.
Таблица 2
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Сумма, EUR | Документ "1С: Бухгалтерия 8" | |
дебет | кредит | |||
10 779,96 | 300 | Платёжное поручение входящее от 09.01.2008 (Прочее поступление денежных средств), возмещаемые расходы | ||
3 593,32 | 100 | Платёжное поручение входящее от 09.01.2008 (Оплата от покупателя), гонорар | ||
3 671,94 | 102,22 | Поступление товаров и услуг от 11.01.2008 (Покупка/Комиссия) на сумму 150 USD, акт от поставщика | ||
700 | 19,38 | Платёжное поручение исходящее от 16.01.2008 (Прочее списание денежных средств), оплата пошлины | ||
3 675,65 | 102,49 | Платёжное поручение исходящее от 18.01.2008 (Оплата поставщику), платёж на 150 USD, оплата акта | ||
3,71 | 0,1 | Платёжное поручение исходящее от 18.01.2008 (Оплата поставщику), курсовая разница | ||
4 365,00 | 127,1 | Поступление товаров и услуг от 20.01.2008 (Покупка/Комиссия) на сумму 4 365 рублей | ||
3 616,88 | 100 | Реализация товаров и услуг от 31.01.2008 (Продажа/комиссия), отчёт перед доверителем | ||
3 616,88 | 100 | Реализация товаров и услуг от 31.01.2008 (Продажа/комиссия), зачёт аванса | ||
23,56 | Реализация товаров и услуг от 31.01.2008 (Продажа/комиссия), курсовая разница |
Как один из вариантов доработки типовой конфигурации можно предложить следующий подход:
1. В валютные договоры с поставщиками добавить счёт отнесения курсовых разниц и аналитику, доверителя, договор с доверителем, вид расходов. Если одному поставщику соответствуют несколько доверителей, то для каждого доверителя и каждого договора с доверителем нужно ввести свой элемент справочника - "договоры с поставщиками".
2. Добавить признак "Посреднический" в договор с доверителем, чтобы выделить случаи, когда должны использоваться модифицированные алгоритмы проведения типовых документов. Пример договора представлен на рисунке 5.
3. Доработать типовые документы: Поступление товаров и услуг, Платёжное поручение исходящее, Платёжный ордер списание денежных средств, Платёжное поручение входящее.
Необходимо также отметить, что, скорее всего, понадобится доработать документ "Реализация товаров и услуг", где для возмещаемых расходов со ставкой НДС нужна система ведения реестра счетов-фактур для доверителя. Как вариант можно создать дополнительную закладку, где с помощью отдельного механизма будут формироваться возмещаемые расходы, зафиксированные по дебету счёта 76.77 или 76.07. Для расходов со ставкой НДС - формировать отдельный счёт-фактуру.
Итак, подведём итоги. Как видно из вышеприведённых примеров, если нужно организовать учёт посреднических договоров в типовом решении "1С: Бухгалтерия предприятия" при "рублёвых отношениях", то особых изменений и сложных доработок конфигурации не требуется. Достаточно добавить новый счёт учёта и вид субконто "Виды расходов", всё это можно сделать в пользовательском режиме, не обращаясь за помощью к программистам.
Рис. 5
Если же потребуется вести учёт в валюте, когда договоры с доверителями и поставщиками заключаются в разных валютах, когда возникают курсовые разницы за счёт доверителя, то здесь необходима модификация типового решения (без помощи специалистов "1С" не обойтись).
С. Рогов,
сертифицированный специалист 1С в области программирования,
управленческого и оперативного учёта
А. Купреева,
сертифицированный специалист 1С
"Практический бухгалтерский учет", N 2, февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455