Готовимся к проверке инспектора труда
Как проходят проверки, проводимые трудовой инспекцией? Какими полномочиями обладают государственные инспекторы труда? Какая ответственность грозит проверяемым организациям в случае выявления нарушений? Руководители государственных и муниципальных учреждений нередко задаются этими вопросами только тогда, когда получают извещение о предстоящем визите инспектора. Между тем нарушения в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда проверяющие обнаруживают у большинства организаций.
Органом, контролирующим соблюдение законодательства о труде и его охране, а также соблюдение защиты трудовых прав граждан (включая право на безопасные условия труда), является Федеральная инспекция труда (ст. 353, 354, 356 ТК РФ), которая в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства РФ и иными действующими правовыми актами. Входящие в состав федеральной системы государственные инспекции труда могут применять любые нормы трудового права, относящиеся к сфере их надзора.
В пункте 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) дается определение проверки как совокупности мероприятий по контролю, проводимых уполномоченным органом для оценки соответствия осуществляемой юрлицом деятельности обязательным требованиям. Иначе говоря, проверка проводится с целью выявления возможных нарушений действующего законодательства при наличии на то законных оснований.
Проверки могут быть документарными и выездными. В первом случае оцениваются сведения, содержащиеся в документах организации. При этом госинспекторы делают запрос, соответствующий цели проверки (в данном случае контроль за соблюдением требований по охране труда), в ответ получают необходимую документацию и фактически не посещают проверяемое учреждение. Однако, если после рассмотрения представленных документов проверяющий выявит признаки нарушений, скорее всего, последует второй тип проверки - выездная. Здесь факт соблюдения обязательных требований законодательства подвергается контролю уже по месту фактического осуществления деятельности организации-работодателя.
Виды мероприятий по контролю
Подавляющее большинство проверок носит плановый характер. Эти мероприятия проводятся на основании ежегодных планов, составляемых Генеральной прокуратурой РФ. Информацию о них можно найти, в частности, на официальных сайтах контролирующих органов (в частности, единый сводный план проверок на 2011 год размещен на сайте http://genproc.gov.ru).
Плановые проверки осуществляются один раз в три года. Однако согласно ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в отношении юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере здравоохранения, образования, а также социальной сфере, такого рода проверки могут проводиться два и более раза в три года. Кроме того, проверки могут быть комплексными - в этом случае организацию посетят два инспектора. Один проверит внутреннюю документацию учреждения, а другой - соблюдение требований по охране труда (соответствие условий работы нормам законодательства). Плановые проверки также могут быть целевыми: инспектор исследует документы по определенной "тематике" (например, все, что касается зарплаты).
Примечание. Нарушения выявляются трудовыми инспекторами в 99% случаев. Проверяющие выносят предписание об устранении несоответствий и после истечения определенного срока повторно приходят в организацию, чтобы проверить полноту устранения нарушений.
Однако иногда проверки имеют внеплановый характер.
Они возможны, если, во-первых, инспектор выдал предписание об устранении выявленного нарушения и после истечения определенного срока повторно пришел в организацию, чтобы проверить исполнение предписания.
Во-вторых, внеплановое мероприятие может быть организовано, если в органы госконтроля поступили обращения, заявления физических или юридических лиц, информация из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Однако подобная проверка может быть проведена только после согласования с прокуратурой.
В-третьих, проверка может быть вызвана произошедшим в организации несчастным случаем. Врачи обязаны известить о нем милицию, а та, в свою очередь, - инспекцию труда и прокуратуру.
В-четвертых, инспектор обязательно появится с внеплановым визитом, если это инициировали другие госорганы (например, прокуратура) или непосредственно работники организации. От последних в инспекцию поступает более десяти тысяч жалоб в год. Обратите внимание, что здесь имеется один нюанс: если лицо, обратившееся в трудовую инспекцию, не было установлено, проверка не состоится (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Пришел инспектор
О своем приходе инспектор обязан сообщить за три рабочих дня. Как любое официальное лицо, проверяющий должен иметь при себе определенный перечень документов. При визите он предъявляет служебное удостоверение и распоряжение (приказ, предписание), заверенное оригинальной печатью и подписанное руководителем региональной инспекции труда (его заместителем). В распоряжении указывается, кто направлен для проверки, какого числа и в какую организацию, а также называются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения. Согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ ни документарная, ни выездная проверка не могут длиться более 20 рабочих дней.
После завершения контрольно-надзорного мероприятия составляется акт в двух экземплярах - по одному для каждой из сторон. В нем указывается, какие документы были затребованы, какие нарушения выявлены. К акту, как правило, прилагаются протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение требований, а также другие документы, связанные с проверкой. Акт составляется даже в случае, когда в ходе мероприятия нарушения не выявлены.
Если нарушения все-таки имеются (а в 99% случаев так и бывает), инспектор выносит предписание об их устранении. В данном документе указываются обнаруженные недостатки и сроки, за которые их необходимо устранить.
После того как учреждение проведет "работу над ошибками", оно должно сообщить об устранении нарушений в трудовую инспекцию. Ответственным сотрудникам проверяемой организации нужно отправить письменный отчет о проделанной работе и приложить к нему подтверждающие документы. Но обычно инспектор приходит с визитом еще раз и лично убеждается в результатах устранения.
Существует и еще один важный момент. В части 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ прописана обязанность юридического лица вести журнал учета проверок, в который проверяющие должны вносить запись о проведенном мероприятии. Согласно ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ запись должна содержать сведения о наименовании органа контроля, датах начала и окончания проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях. Кроме того, в записи указываются фамилии, имена, отчества, должности проверяющих и их подписи.
Предмет проверки
Трудовая инспекция действует в двух направлениях: проверяет документы, касающиеся трудовых отношений (кадровые документы), и внутренние нормативные акты, связанные с охраной труда.
Среди запрашиваемой инспекторами информации в первую очередь фигурируют учредительные документы, трудовые договоры с работниками и локальные нормативные акты, принятые в организации. К последним относятся правила внутреннего трудового распорядка, приказы (распоряжения) о приеме, перемещении, увольнении работников, должностные инструкции и прочие документы, регламентирующие трудовые вопросы.
Очень часто инспекторы находят нарушения в оформлении локальных документов. Например, в приказе, подписанном директором организации, не указано: работник принят на основную работу или на работу по совместительству? С какого числа сотрудник обязан приступить к выполнению должностных обязанностей или с какого числа уволен? Подчас работодатели забывают ознакомить сотрудников под расписку с тем или иным приказом, инструкцией. В штатном расписании, составленном не по форме, нередко отсутствует указание окладов, количества штатных единиц по должности или даже часть должностей.
Трудовые договоры с работниками проверяющие изучают особенно внимательно (требования к оформлению данного документа подробно изложены в ст. 57 ТК РФ). Отсутствие трудового договора является серьезным нарушением трудового законодательства.
Также инспекторы оценивают правильность учета и ведения трудовых книжек, проверяют соответствие записей в них приказам о приеме на работу в учреждение или о переводе на другую работу. Здесь важно помнить: трудовую книжку нельзя выдавать на руки работнику, даже получив от него расписку в получении. Отсутствие трудовой книжки у работодателя является основанием для наложения штрафа (ст. 5.27 КоАП РФ).
Предметом проверки часто становится факт прохождения руководителями и специалистами организации обязательного обучения по охране труда и знание требований охраны труда. Предметом внимания инспекторов является и наличие необходимых для работников инструкций по охране труда (по профессиям и видам работ), обеспечение их сертифицированными средствами индивидуальной защиты, порядок осуществления надзора и контроля за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией зданий и сооружений, эксплуатацией электроустановок, автомобильного транспорта и прочего оборудования.
Кроме того, государственный инспектор труда может проверить фактическое соблюдение норм охраны труда. В частности, как обустроены рабочие места, правильно ли организовано освещение, безопасно ли расположены компьютеры, имеются ли паспорта на оборудование, какие проводились инструментальные замеры. Проверяющий даже может поговорить с рядовыми сотрудниками учреждения, чтобы уточнить у них, проводился ли инструктаж, соблюдается ли техника безопасности.
Обратите внимание, что требовать от учреждения представления документов, которые не относятся к предмету проверки, и изымать их оригиналы инспекторы не вправе (ч. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
Меры ответственности
По статьям 5.27-5.34 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда, непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров, и др.) должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 1 000 до 5 000 руб. В то же время на организацию как юридическое лицо может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. Возможно и более суровое наказание в виде приостановления деятельности организации на срок до 90 суток. В Уголовном кодексе также предусмотрены меры ответственности за невыполнение требований охраны труда: согласно ст. 143 виновный может лишиться свободы на срок до трех лет в зависимости от ситуации.
Приведем пример нарушений, выявленных в учреждении в результате проверки, а также наказаний, которые могут за этим последовать.
В организации была проведена проверка на соответствие требованиям трудового законодательства и правилам охраны труда, и инспекторы выявили многочисленные нарушения:
- непрохождение специалистами организации, ответственными за эту сферу, обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
- отсутствие разработанных и утвержденных инструкций по охране труда для работников в зависимости от их профессий и видов работ;
- нарушение порядка ведения личных карточек (унифицированная форма Т-2);
- отсутствие правил внутреннего трудового распорядка;
- необоснованное привлечение работников к сверхурочным работам и работам в выходные дни, ненадлежащая оплата этих работ;
- неустановление режима рабочего времени и времени отдыха, отсутствие графиков сменности.
Учреждению было выдано предписание устранить нарушения. Однако через два месяца, когда инспекторы труда пришли с повторной проверкой, предписание было исполнено не полностью. В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ инспекторы наложили на организацию административное взыскание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Впрочем, решения трудовых инспекторов могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке. Обязанность доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании организациями-работодателями в порядке, установленном законодательством РФ, лежит на государственных инспекторах труда (ч. 9 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).
Заключение
Обозначим еще один важный момент. Подписание акта проверки руководителем учреждения еще не означает, что он согласен с содержанием документа, а свидетельствует лишь о том, что работодатель ознакомлен с данным актом. В соответствии с ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ при несогласии с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, учреждение в течение 15 дней может представить в соответствующий орган контроля свои письменные возражения, приложив к ним подтверждающие документы.
Кроме того, при грубых нарушениях в процедуре проведения проверки организация вправе рассчитывать на отмену наложенных взысканий. На основании ее заявления результаты таких проверок подлежат отмене вышестоящим органом контроля или судом (ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). В частности, к грубым нарушениям относятся ненадлежащее уведомление о предстоящем мероприятии, отсутствие оснований для проверки, нарушение сроков и времени ее проведения, процедуры оформления.
Все изложенное в настоящей статье касается любого юридического лица, в том числе и автономных учреждений. От знания и правильного толкования норм Закона N 294-ФЗ во многом зависит, сможет ли руководитель АУ грамотно подготовиться к предстоящей проверке, а в случае необходимости - обжаловать неправомерные действия проверяющих органов.
С.И. Гурин,
директор ООО "Центр социально-экономических технологий"
"Руководитель автономного учреждения", N 2, февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"