Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Воеводы Ю.Е.,
членов комиссии:
заместитель начальник Управления контроля размещения государственного заказа Горбунова В.А.,
начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Кашиной М.Н.,
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Шаяхметовой В.И.,
при участии представителя ООО "Русская инвестиционно-строительная компания" Розина С.В., представителей Областного государственного учреждения "Управление капитального строительства Липецкой области" Федоровой О.Е., Щербакова М.А., рассмотрев жалобу ООО "Русская инвестиционно-строительная компания" (далее - Заявитель) на действия Областного государственного учреждения "Управление капитального строительства Липецкой области" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении аукциона "Комплекс взаимосвязанных работ по строительству объекта "Многофункциональный спортивный комплекс в г. Липецк" (номер извещения 1221) (далее - Аукцион) с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 3 097 422 843 рублей и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчик при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Документация об Аукционе не содержит градостроительный план земельного участка, и границ земельного участка отведенного под строительство объекта.
2. Отсутствует перечень работ по инженерным изысканиям, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
3. Заказчиком не установлены в документации об Аукционе этапы проведения работ.
4. Ограничено количество участников размещения заказа путем объединения в один лот трех предметов, не связанных между собой, проведение строительных работ, разработка проектной документации и поставка мебели.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
1. В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе (Приложение N 3) на выполнение комплекса взаимосвязанных работ по объекту "Многофункциональный спортивный комплекс в Молодежном парке г. Липецка" в состав комплекса работ входит проведение инженерно-геодезических и геологических изысканий. В связи с чем, установление Заказчиком точных границ земельного участка и подготовка градостроительного плана возможны только после проведения данного комплекса работ.
Следовательно, не включение Заказчиком градостроительного плана земельного участка, отведенного под строительство объекта, и его точных границ не противоречит законодательству о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
При этом в разделе Техническое задание документации об Аукционе (Приложение N 3) содержится подраздел "Особые требования", в соответствии с которым участнику размещения заказа необходимо "Выполнить инженерно-геодезические и геологические изыскания". Таким образом, в документации об Аукционе Заказчиком не установлен объем выполнения работ и конкретные виды работ по инженерным изысканиям, выполнение которых необходимо Заказчику для строительства Многофункционального спортивного комплекса, являющегося предметом Аукциона.
Таким образом, неустановление в документации об Аукционе объемов работ по инженерным изысканиям, является нарушением части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 и пунктом 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, документация об Аукционе должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Заказчиком в документации об Аукционе установлен срок выполнения работ -не позднее 01 сентября 2013 года. При этом выделение этапов выполнения работ в рамках установленного срока является правом, а не обязанностью Заказчика. Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении срока выполнения работ, без выделения этапов выполнения работ, не противоречат законодательству о размещении заказов.
4. Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
При изучении представленных на заседании Комиссии документов установлено, что в рамках исполнения государственного контракта предусмотрено выполнение строительно-монтажных работ, поставка и установка спортивного инвентаря и мебели, которые технологически и функционально не связаны со строительно-монтажными работами и могут осуществляться отдельно.
Таким образом, включение Заказчиком в состав одного лота выполнения строительных работ, поставки и установки спортивного инвентаря и мебели, которые технологически и функционально не связанны со строительно-монтажными работами и могут осуществляться отдельно, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа и является нарушением части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
5. В соответствии с пунктом 1 раздела 4 "Требования к содержанию и форме заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе заявка на участие в аукционе должна содержать в том числе: подтверждение объемов работ (по форме Приложения N 3), подтверждение графика производства работ по объекту (по форме Приложения N 5), что противоречит требованиям части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов.
6. В нарушение требования части 2.2 статьи 35 Закона о размещении заказов, заказчиком установлено требование о подписании представляемых участником размещения заказа в составе заявки на участие в Аукционе форм "Заявка на участие в аукционе" главным бухгалтером.
7. Согласно разделу 1 документации об Аукционе начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 3 097 422 843 рублей (с учетом рассрочки платежа, процентная ставка - 7,5 %). Государственный заказчик, в пределах выделенных ему Администрацией Липецкой области и перечисленных на его лицевой счет денежных средств, производит оплату работ, указанных в разделе 1 в следующем порядке: "Платеж в размере 15% (от цены контракта без учета рассрочки платежа) производится банковским переводом на счет Исполнителя в течение 2011 - 2013 гг., согласно бюджетной росписи и лимитам бюджетных обязательств. Оплата оставшейся части в размере 85% от цены без учета рассрочки платежа, а также стоимость рассрочки платежа осуществляется Государственным заказчиком Исполнителю в течение 7 лет каждые 6 месяцев со дня подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию". При этом указан источник финансирования - областной бюджет.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
В соответствии со статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов, в соответствии с которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся, при этом получатель бюджетных средств может быть включен в перечень подведомственных получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
На основании статей 69, 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется, в частности, в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам.
Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг предусматриваются на исполнение расходных обязательств, возникающих в результате заключения договоров гражданско-правового характера (трудовых соглашений, государственных (муниципальных) контрактов) либо установления иных условий предоставления бюджетных средств на возмездной основе при осуществлении возложенных на них функций. Поскольку действующим законодательством (законами, положениями об органах исполнительной власти и т.д.) не определен объем расходов на выполнение этих функций, закон (решение) о бюджете устанавливает предельные объемы (лимиты) для принятия и исполнения соответствующих расходных обязательств.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе начальной (максимальной) цены государственного контракта с учетом рассрочки платежа на 7 лет с даты подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию под 7,5% годовых нарушает требования статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и противоречит части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов , поскольку влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
8. Согласно части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4, 4.2 - 5, 6, 7 и 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, должна содержать, в том числе сведения, указанные в части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного контракта.
Пунктом 10 документации об Аукционе в нарушение требований пункта 7 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что "В случае, если на основании результатов аукциона, исполнителем по контракту будет являться российское юридическое лицо, валютой для формирования цены государственного контракта будет являться российский рубль. В случае, если на основании результатов аукциона, Исполнителем по контракту будет являться иностранное юридическое лицо, валютой для формирования цены государственного контракта будет являться евро. Цена государственного контракта будет формироваться путем перевода цены государственного контракта, предложенной победителем аукциона, в евро, по официальному курсу ЦБ РФ на дату подписания итогового протокола проведения аукциона".
Утверждение документации об Аукционе, несоответствующей требованиям Закона о размещении заказов, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Русская инвестиционно-строительная компания" обоснованной в части отсутствия перечня работ по инженерным изысканиям, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства и объединения в состав одного лота выполнения строительных работ и поставки с установкой спортивного инвентаря и мебели, которые технологически и функционально не связанны и могут осуществляться отдельно.
2. Признать в действиях Областного государственного учреждения "Управление капитального строительства Липецкой области" нарушение пункта 7 части 4 статьи 22, части 3.1 и части 2 статьи 34, части 2.2 и части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 01.02.2011 N К-183/11 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Ю.Е. Воевода |
члены Комиссии: |
В.А. Горбунов |
|
Г.А. Абрамов |
|
М.Н. Кашина |
|
В.И. Шаяхметова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 февраля 2011 г. N К-183/11 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 4 февраля 2011 г. N 17/3503)
Текст решения официально опубликован не был