1. ФАС России рассмотрел обращение государственного заказчика о разъяснении положений Закона о размещении заказов в части надлежащего способа указания источников информации при размещении заказов и сообщает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) должно содержать полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Вместе с тем, по мнению ФАС России, использование в качестве источников информации таких терминов как: "Поставщик 1", "Источник 1" и т.п., в данном случае, не является источником информации, в понимании положений Закона о размещении заказов.
Следовательно, использование в документации о торгах, извещении о запросе котировок в качестве источников информации об установленной начальной (максимальной) цене контракта таких терминов как: "Поставщик 1", "Источник 1" и т.п. является нарушением части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
2. ФАС России рассмотрел обращение государственного заказчика о разъяснении положений Закона о размещении заказов по вопросу установления начальной максимальной цены контракта, а также по вопросу, когда на открытый аукцион в электронной форме не подана ни одна заявка, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 19.1 Закона о размещении заказов заказчиком устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (цена лота). Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации, и, кроме того, заказчиком может быть учтено прогнозирование повышения цен на бензин при формировании начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Вместе с тем, в соответствии с частью 21 статьи 41.8 Закона о размещении заказов в случае, если не подана ни одна заявка, открытый аукцион в электронной форме признается несостоявшимся, и заказчик вправе провести электронный аукцион повторно, либо направить документы в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, для возможности согласования заключения государственного контракта с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
Кроме того, на основании пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов заказчик имеет право заключить контракт c единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течении одного квартала на сумму не превышающую сто тысяч рублей.
Также, в соответствии с частью 3 статьи 42 Закона о размещении заказов заказчик вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.
Дополнительно, ФАС России обращает внимание, что на основании части 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов заказчик имеет право провести "короткий" электронный аукцион в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей.
3. ФАС России рассмотрел обращение государственного заказчика о разъяснении положений Закона о размещении заказов в части проведения запроса котировок и сообщает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 42 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.
Таким образом, уполномоченный орган, действующий от нескольких заказчиков вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму не более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала, для каждого заказчика.
4. В связи с поступающими обращениями контролирующих органов по вопросу правомерности объединения в состав одного предмета торгов на изготовление и поставку государственных регистрационных знаков транспортных средств полиграфической и металлической продукции, ФАС России сообщает следующую информацию.
Типы, основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам (далее - ГРЗ), устанавливаемым на транспортные средства, определены положениями государственного стандарта "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования. ГОСТ Р 50577-93", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 29.06.1993 N 165 (далее - ГОСТ Р 50577-93), требования которого являются обязательными (Раздел 1. "Область применения" ГОСТ Р 50577-93 и статья 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
В соответствии с пунктом 4.3. раздела 4 "Технические требования" ГОСТ Р 50577-93 регистрационные знаки типов 1-10, 19-22 изготавливаются из алюминиевых сплавов методом штампования с покрытием световозвращающими и лакокрасочными материалами. Регистрационные знаки типа 15 изготавливаются из бумаги и покрываются с двух сторон специальной пленкой (ламинируются).
При этом регистрационные знаки типов 15 должны изготавливаться типографским или иным способом, обеспечивающим выполнение установленных настоящим стандартом требований в течение сроков, на которые они выдаются, иметь элементы защиты от подделки, выполненные типографским или иным способом. Требования к уровню защиты устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. (пункты 4.9, 4.10 раздела 4 "Технические требования" ГОСТ Р 50577-93).
Таким образом, производство ГРЗ транспортных средств типов 1, 2, 4, 9, 10, 19, 20, 21, 22, и ГРЗ транспортных средств типа 15 осуществляется с использованием различных материалов и оборудования, а также на основании различных Инструкций, утвержденных приказом МВД России от 27.04.2002 N 390.
Кроме того, ГРЗ типа 15 является защищенной полиграфической продукцией, деятельность по изготовлению которой в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию и может осуществляться исключительно на основании выданной Федеральной налоговой службой лицензией на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией (пункт 3 Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.2007 N 15), что исключает возможность участия в данных торгах
Следовательно, изготовление и поставка ГРЗ транспортных средств типов 1, 2, 4, 9, 10, 19, 20, 21, 22 и ГРЗ транспортных средств типа 15 не является технологически взаимосвязанными работами и услугами, осуществляются различными способами и на основании различных технологий и требований, предъявляемых действующим законодательством Российской Федерации к производителям данной продукции. Указанные ГРЗ транспортных средств относятся к различным кодам по "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг" ОК 004-93.
На основании изложенного, объединение в один предмет торгов изготовления и поставки ГРЗ транспортных средств типов 1, 2, 4, 9, 10, 15, 19, 20, 21, 22 приводит к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках, что является нарушением части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, а также статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
5. ФАС России рассмотрел обращение государственного заказчика о разъяснении положений Закона о размещении заказов в части заключения государственных контрактов на поставку коммунальных услуг, и сообщает следующее.
Как следует из обращения, предполагается заключение дополнительных соглашений к договорам заключенным на основании пунктов 1, 2, 2.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов по продлению их на новый срок.
Учитывая то, что заключение дополнительных соглашений к соответствующему государственному контракту предполагается на новый срок, данные контракты являются вновь заключенными, и их заключение должно осуществляться в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
Частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов установлен запрет на изменение условий государственных контрактов, заключенных по результатам торгов и запроса котировок.
Вместе с тем, запрет на изменение вышеуказанных условий не распространяется на государственные контракты, заключенные на основании пунктов 1, 2, 2.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, так как размещение указанных заказов осуществлялось у единственного поставщика.
На основании изложенного следует, что заключение дополнительных соглашений к государственным контрактам, указанным в обращении, о продлении действия контрактов на новый срок, не является нарушением Закона о размещении заказов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен Обзор разъяснений законодательства о размещении муниципальных и госзаказов.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (лота) должно содержать полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники данных о ценах товаров, работ, услуг.
По мнению ФАС России, указывать в качестве источников данных "Поставщик 1", "Источник 1" и т. п. нельзя.
Если на открытый аукцион в электронной форме не подана ни одна заявка, то он признается несостоявшимся.
В таких случаях заказчик может провести электронный аукцион повторно либо заключить контракт с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных аукционной документацией (по согласованию с органом, уполномоченным осуществлять контроль в сфере размещения заказов).
Также с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) можно заключить контракт на одноименные товары, работы, услуги в течение одного квартала на сумму не более 100 тыс. руб.
Заказы на одноименные товары, работы, услуги на сумму более 500 тыс. руб. в течение квартала можно размещать путем запроса котировок.
Если начальная (максимальная) цена контракта (лота) не превышает 3 млн руб., то заказчик имеет право провести "короткий" электронный аукцион.
Уполномоченный орган может действовать от нескольких заказчиков.
В таких случаях он вправе размещать заказы на одноименные товары, работы, услуги на сумму более 500 тыс. руб. в течение квартала для каждого заказчика.
При размещении заказа на изготовление и поставку регистрационных госзнаков ТС объединять в один предмет торгов изготовление полиграфической и металлической продукции нельзя.
Продление контрактов на поставку коммунальных услуг путем заключения соответствующих допсоглашений законодательству не противоречит.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2011 г.)
Материал подготовлен для компании "Гарант" ведущим консультантом отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Герасимовой С.В.